В Астане с триумфом прошла премьера балета «Спартак»

9 Июня 2014 / 2052 / ()
В Астане с триумфом прошла премьера балета «Спартак»

Лето в «Астана Опера» началось с премьеры всемирно известного балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича. Молодые артисты и ведущие солисты столичного Театра оперы и балета подарили зрителю три часа незабываемого представления под аккомпанемент живого оркестра.

День премьеры был выбран неслучайно – «Спартак» впервые появился на подмостках астанинского театра в день рождения композитора Арама Хачатуряна. В премьерный день по традиции главный зал «Астана Опера» был забит до отказа. От «Спартака» ждали многого – все-таки постановка, перенесенная из Большого театра Москвы, сценография, разработанная Симоном Вирсаладзе и личное присутствие мастера Григоровича на репетициях столичной балетной труппы обещали что-то эдакое. И «Спартак» впечатлил. Настолько, что зрители еще очень долго после окончания не отпускали артистов со сцены, сопровождая каждый поклон громогласными овациями. 

Больше всех, пожалуй, удивил недавно перешедший в статус солиста из танцора кордебалета Бахтияр Адамжан, сыгравший заглавную роль – первую в своей творческой жизни. Если Таир Гатауов, Мадина Басбаева и Гаухар Усина – хорошо известные астанчанам имена, то, что ждать от Бахтияра не знал никто, кроме художественного руководителя балета Турсынбека Нуркалиева, который разглядел в молодом артисте мужественность и харизму. Спартак в итоге получился идеальным вождем восставших гладиаторов.

На руку постановке сыграл и минимализм декораций. Занавес с надписями на древнегреческом языке и латыни, камни – импровизированная трибуна римского полководца Красса (Таир Гатауов) – и стол для пиршества куртизанок во главе с Эгиной (Гаухар Усина) – вот, пожалуй, и все декорации. Выполненные в коричневых и красных тонах, они воссоздавали атмосферу Древнего Рима, так тонко прописанную в либретто и музыке балетного спектакля: жестокость и праздность жизни Красса в противовес мужественности и страсти Спартака.

Полностью перенесенная постановка из Большого явила собой демонстрацию страстей, эпического пафоса, разнообразие танцевальных форм и красоту языка тела.

На потрясающем контрасте сыграл и прием так называемого «высвечивания» статичных людей, которые должны были принимать участие в следующей сцене. Вид неподвижных рабов в кандалах или враждебно настроенных римских воинов только подчеркивал трагизм истории, которую рассказывали Спартак и Фригия (Мадина Басбаева). Этот спектакль отличает использование огромного количества светового оборудования разной сложности.

Стоит отметить, что выдающийся армянский композитор Арам Хачатурян приступил к созданию балета «Спартак» еще в декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны. По мнению композитора, героический образ Спартака и тема восстания рабов в Древнем Риме имели огромное значение: «Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело поднимался против поработителей за свою свободу и независимость».

Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени Леонида Якобсона.

В 1968 году в Москве в Большом театре мастером советского балета Юрием Григоровичем была осуществлена новая постановка «Спартака». Она отличалась от постановки Леонида Якобсона большим психологизмом и трагической напряженностью. Балет «Спартак» и по сегодняшний день является примером высочайшего синтеза музыки, хореографии и живописи. Игра в «Спартаке» – настоящая проверка мастерства и таланта. Но наши ребята сдали экзамен мастеру Григоровичу на «отлично» несмотря на то, что на подготовку у них было всего два месяца. Ассистенты хореографа-постановщика Руслан Пронин и Оксана Цветницкая, в прошлом солисты Большого театра, говорят, что спектакль «Спартак» можно репетировать годами, но так и не постигнуть всю хореографическую гениальность этого балета. Научиться стилистике и языку хореографии Григоровича – задача не из простых. Однако, благодаря полной отдаче солистов, зрителя на выходе ждало самое настоящее классическое произведение искусства – в танце была рассказана трагическая история, драма как целого народа, так и отдельно взятого воина.

В музыке «Спартака» воплотились наиболее яркие особенности творчества композитора Хачатуряна: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями.

Очень мощным получился финал – распятие Спартака и реквием его возлюбленной Фригии. Мадина с почти осязаемым отчаянием в танце оплакивала своего любимого, а от ее танца мурашки бежали по коже.

Одним словом, «Спартак» оправдал даже самые завышенные ожидания театральных гурманов. Аплодисменты и поклон Юрия Григоровича астанинским артистам в конце спектакля– лишнее тому подтверждение.

фото: Photo: Copyright © Astana Opera
Photographer: Karla Nur

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Саин Ермагамбетов

Саин Ермагамбетов