Великий день великого явления

22 Марта 2014 / 1324 / ()
Великий день великого явления

Сегодня в обществе проявляется неподдельный интерес к истокам Наурыз мейрамы, олицетворяющего начало нового года, новой жизни, новых надежд. Интерпретацию этого великого древнего праздника, которая зиждется на анализе историко-культурного наследия, результатах исследования археологических памятников, дал «Вечерней Астане» автор книги «Нау мен ырыс», публицист, культуролог, сотрудник Тюркской академии Серик Ергали.

– Праздник Наурыз связан с очень древними верованиями. В далеком прошлом, когда человечество еще не разделилось на этносы, люди по-особенному относились к солнцу и луне. Благодаря этому появился праздник – день равноденствия, который отмечала древнемайская, шумерская, египетская цивилизации, – сказал Серик Ергали. – Нельзя сказать, что Наурыз - чисто персидский, тюркский или восточный праздник, его корни уходят вглубь тысячелетий.

По словам культуролога, на территории Казахстана Наурыз начали праздновать 4-5 тысяч лет назад. В качестве аргумента он приводит изображения на камнях в местности Тамгалы, находящейся в 170 километрах от Алматы. Среди петроглифов ученый выделяет рисунок, на котором на одной линии изображены две крупные фигуры - солнцеподобное существо, смотрящее вперед, и лунообразное, обращенное назад.

– По нашему представлению, это божества Тәңір и Іңір. Первый владеет утренними зорями, второй – сумерками, темнотой, – продолжил Серик Ергали. - Между ними изображены коровы разного возраста, олицетворяющие четыре сезона года: новорожденный теленок – весна, тел – лето, здоровый и могучий бык – осень, дряхлый и умирающий безрогий бык – зима. Данный петроглиф показывает, что начало года совпадает с весной, но никак не с зимой, которую олицетворяет дряхлая корова, нарисованная на камне. В этой же панораме - 12 человечков с разными масками и костюмами в виде животных, что соответствует 12-летнему циклу с его символами.

Культуролог отметил, что у каждого народа издревле свои традиции празднования Наурыза. Если у персов этот праздник ассоциируется со временем («Новруз» переводится как «новый день»), то у тюрков – с величеством равноденствия.

– В древности у тюрков Наурыз носил название Ұлы істің ұлы күні (Великий день великого явления). Слова в фразе «Ұлы іс» слились в «ұлыс», что стало означать «губерния каганата». Так и закрепилось за праздником новое название, – рассказал ученый. - Почему Наурыз - это великий день великого явления? В марте солнце в своем видимом движении подходит к звезде амал (по-арабски - хамаль). Таким образом, солнце входит в знак Овна, то есть открывает новый зодиакальный год. В период весеннего равноденствия небесные тела подходят друг к другу, точно также и люди должны приветствовать друг друга, обнимать и просить благословения у аксакалов. Не случайно обряд «көрісу» является обязательной традицией Наурыза в Западном Казахстане.

Как известно, Наурыз – не религиозный праздник. Но, по мнению Серика Ергали, каждая религия – это своеобразная идеология, которая накладывает свой отпечаток на традиции народа. И наоборот. Ученый считает, что именно поэтому праздник весеннего обновления дошел до нас не в своем первоначальном названии, а как Наурыз, Ұлыстың ұлы күні, «Көрісу айты»... Чтобы сохранить древние традиции в народе, мусульманским праздникам Құрбан и Ораза айт казахские муллы дали название Наурыза - Ұлыстың ұлы күні.

– В письменных источниках говорится, что новый год у казахов и персов наступает не 20 и 21 марта – это всего лишь время весеннего равноденствия – а гораздо раньше, 14 марта. В частности, об этом писал казахский историк, востоковед Машхур Жусуп Копеев. По его данным, с 1 по 8 марта по старому стилю праздновали наурыздама. По нынешнему стилю получается, мы должны отмечать Наурыз с 14 до 21 марта. Об этом говорил и сын философа Шакарима Кудайбердиева Ахат, вспоминая слова своего отца, – пояснил культуролог и привел новые аргументы, свидетельствующие о древних корнях праздника. – Этнограф Жагда Бабалыкулы писал, что в 1970-е годы в одной из библиотек Москвы он нашел запись арабской вязью, повествующую о том, как гунны отмечали день весеннего равноденствия. Они ожидали рассвет и, когда наступал восход солнца, начинали играть на кобызах 9 кюев. В этой записи говорится, что Наурыз ведет свое начало еще со времен Ноя и всемирного потопа. (Можно сказать, что наурыз-коже, сочетающий в себе 7 ингредиентов, олицетворяет большое наводнение. Само слово «коже» состоит из двух слов: «кок» - «небесное», «же» - питание.) Этнограф, литератор, журналист Акселеу Сейдимбек в своей книге «Қазақ әлемі», ссылаясь на одного древнегреческого историка, отмечал, что скифы встречали новый год - Наурыз - в красном одеянии. Наряжали в эту одежду 360 детей, которые таким образом олицетворяли солнечные лучи, – поведал Серик Ергали.

По его словам, праздники некоторых народов земли берут свое начало с Наурыза.

– У славян есть масленица, древний праздник, сохранившийся и после принятия христианства. На масленицу пекут блины, а у нас на Наурыз – майшелпек, запахом лепешек, по поверью тюрков, питаются аруахи. Этими мучными изделиями принято угощать их.

Как отмечает ученый, древний Наурыз мейрамы в современном понимании преподносится как день этнографии и фольклора. Чтобы сделать праздничные мероприятия более содержательными и наполненными смыслом, Серик Ергали разработал концепцию празднования Наурыза.

Культуролог предлагает начинать встречу праздника 14 марта. Этот день он назвал днем солнечных лучей, в который можно проводить цветочные выставки, дарить женщинам цветы. Далее следуют дни благодарения, очищения, изобилия, пробуждения природы, воссияния, вдохновения и гармонии. В каждый из них люди могут готовиться к Ұлы істің ұлы күні, помянув усопших родственников, приведя в порядок и чистоту жилище, посадив растения, позвав гостей на накрытый дастархан и поделившись своим достатком с нуждающимися.

– В день гармонии, 21 марта, дома или в организациях можно соорудить жолтерек – мифическое дерево, связывающее верхний, средний и нижний миры. У нас в столице уже несколько лет подряд в столичной школе-лицее №56 на Наурыз сооружают такую национальную елку. В этот день в местах массовых гуляний можно установить алтыбакан - ритуальный инструмент, символизирующий семь планет и гармонию луны и солнца. У этих качелей молодежь может встретить рассвет. Нам не нужно ждать 22 часов, нам нужно ждать восхода солнца, как делали это наши предки, – продолжает Серик Ергали. – Есть такое казахское слово «бастаңғы», которое переводят как «девичник». Думаю, на самом деле значение его иное. Это слово происходит от «бас» и «таң» - «главная заря». До сих пор на западе страны в ночь с 21 на 22 марта люди не спят и ждут рассвета. Старики разговаривают за дастарханом, поют песни. Девушки готовят для своих возлюбленных вкусное блюдо – «уйқыашар», а джигиты – подарки для девушек, называемые «селтеткізер». Сегодня для обозначения сюрприза используется искусственное слово «тосын сый». Считаю «селтеткізер» для этого наиболее образным и точным словом, которое дословно переводится как «то, от чего вздрагивает сердце».

Ұлы іс күні можно встретить карнавалом (наурызшеру), как делали это наши далекие предки, исполнив 9 кюев и организовав спортивные состязания, считает ученый. Среди игр может быть «жамбы ату». Раньше участники этой игры-ритуала, обожествляющей солнце, стреляли в солнцеобразный диск - жамбы, и тот, кто попадал в него, на один день становился правителем.

Помимо наурыз-коже, культуролог предлагает приготовить к праздничному дастархану блюдо «науан», разместив на трехъярусной вазе «красные», «белые» и «зеленые» блюда – мясные, молочные продукты и овощи с фруктами. Науан, по мнению Серика Ергали, тоже олицетворяет единство трех миров, что принесет благополучие и достаток в дом, в котором его приготовили.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.