«Запределье» Тарсема Синкха: запредельно красиво

14 Апреля 2014 / 2639 / ()
«Запределье» Тарсема Синкха: запредельно красиво

В конце прошлого года мир увидел вторую часть трилогии «Хоббит» – добротное качественное кино, о котором уже много говорилось и писалось. Меня же этот фильм окольными путями вывел к другой картине, гораздо менее раскрученной и, прямо скажем, мало кому известной – с Ли Пэйсом в главной роли – тем самым Ли Пэйсом, который, сыграв Трандуила в «Хоббите», влюбил в себя буквально всех. В «Запределье» Тарсема Синкха он раскрылся как актер настолько мощно, а сам фильм оказался таким неизбежно завораживающим, что пожалеть о проведенных двух часах за его просмотром не пришлось.

Не всегда индусский кинематограф – это пляски, песни, неравная любовь богатого принца и бедной Золушки, смешные спецэффекты, нелепые бои и отсутствие смысла. Иногда Индия дает мировому кино удивительных творцов. Некоторые покидают родину и отправляются покорять Большой Голливуд. К примеру, Найти Шьямалан, снявший «Шестое чувство», или более свежий вариант – Тарсем Синкх. Известность к этому парню пришла в мире музыки. Синкх, сократив в Америке свое имя до более простого и звучного для обывательского уха Тарсем, приобрел большой авторитет как постановщик качественного и недорогого музыкального видео. Именно он создал знаменитый видеоряд к «Loosing My Religion» культового состава R.E.M. А какой клипмейкер не мечтает, хотя бы глубоко в душе, о славе режиссера большого кино?! 

Первый полный метр дебютанта – необычная фантазия «Камера» – с треском провалился в мировом прокате, что не помешало ленте стать одним из главных кинематографичных событий 2004 года. Продюсеры же в своем большинстве пришли в явное замешательство, не совсем понимая, можно ли использовать автора для голливудского конвейера, или его нестандартное мышление более подойдет независимому кино. Тарсем сам выбрал второе и создал шедевр, который в русском переводе получил название «Запределье».

Этот фильм не желает укладываться в некие жанровые рамки, конструируя свое повествование вокруг чистой изобразительности, на которую, пожертвовав громкими именами в титрах, ушла большая часть бюджета ленты, и так далекого от финансовых возможностей блокбастеров. И вот здесь Тарсема упрекнуть просто невозможно. Невероятная красота отдельных кадров и цельных сцен по-настоящему завораживает, и ты вспоминаешь, что кинематограф – это искусство.

Картину можно посмотреть просто потому, что каждый кадр фильма невероятно, запредельно красив. Не использовав ни одного спецэффекта, Тарсем умудрился создать произведение искусства. Лента снималась в 26 местах, в 18 разных странах. Горящий шатер на самом деле горел, а слон – плавал в открытом океане.

Фильм «Запределье», вышедший на экраны в 2006 году, был хорошо встречен критиками в основном благодаря, как раз-таки своему невероятному визуальному богатству, созданному без малейшей помощи компьютерных технологий. Известный американский кинокритик Роджер Эбер внес его в список 20 лучших фильмов 2006 года, полагая, что посмотреть его стоит хотя бы потому, что он существует.

В оригинале лента имеет название «The Fall», что гораздо точнее отражает замысел фильма: начиная с того, что герои в буквальном смысле падают (каскадер Рой упал с лошади, Александрия – с лестницы), и заканчивая идеей фильма. Падение главного героя – утрата веры в любовь, в справедливость, в саму жизнь. И даже маленькая девочка, успевшая искренне и по-детски его полюбить, не спасла его душу, хотя и неосознанно пыталась это сделать.
Действие «Запределья» происходит в Лос-Анджелесе 1915 года, в полупустом госпитале, притихшем в ожидании гораздо более шумной жизни, связанной с Первой мировой войной. Главные герои фильма – каскадер Рой, получивший травму на съемках вестерна, и маленькая девочка Александрия, оказавшаяся в госпитале из-за сломанной руки. Рой рассказывает ей придуманные на ходу незатейливые истории про шайку благородных бандитов, мстящих злому губернатору Одиосу. Истории самого Роя, его жизни, срегенерированные его подсознанием. А она, по-своему представляя их, создает в своем воображении дивный мир, в который попадаем и мы.

«Закрой глаза, – говорит ей Рой, – что ты видишь?». «Ничего, – отвечает Александрия». «А теперь протри их. Видишь звезды?». «Да». «Ночь была звездной…».

С этого момента начинается завораживающе красивое зрелище, вовлекающее зрителя в мир, созданный детским воображением, не знающим границ и не особенно считающимся с условностями.

Мощь этого фильма – в его зрелищности, что не лишает его, однако, драматизма, связанного с несчастной любовью, самопожертвованием, присутствием смерти… Всего не перечислить, этот фильм понимается, скорее, на эмоциональном уровне, рациональное неумолимо отходит на второй план. В этом не только режиссерская заслуга. Актерская игра превзошла все ожидания. Ли Пэйс (Рой) и Катинка Унтару (Александрия) настолько естественно играют, что даже использование слова «игра» применительно к ним кажется неуместным. Взрослый мужчина, у которого отказали ноги, и маленькая девочка со сломанной рукой, волею судьбы оказавшиеся в одном госпитале, просто разговаривают на протяжении всего фильма. Но их разговор выворачивает зрителя наизнанку и словно бы вскрывает старые раны, сдирает уже давно зажившие корочки.

Одним предложением, но все же хочется сказать про музыкальное сопровождение. Музыка настолько филигранно подобрана к каждой отдельно взятой сцене, что создается впечатление, будто она написана тобой – вытащена из твоей головы и облачена в звучание.

Фильм заслуживает оценки 11 из 10. Это кино надо просто посмотреть, потому что оно существует – лучше и не скажешь.


Теги: / /
Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Саин Ермагамбетов

Саин Ермагамбетов