Золотая палитра Виктора Холуёва

4 Апреля 2014 / 1124 / ()
Золотая палитра Виктора Холуёва

Когда-то Максим Горький сказал: «художник – чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он – голос своей эпохи». Еще с древних времен первые рисунки хранили каждый момент жизни общества. Художники, скульпторы, архитекторы не могли не продолжить эти традиции, потому что главным предназначением они всегда считали верой и правдой служить своему делу. Именно таким человеком запомнился миру искусства один из основателей Целиноградского отделения Союза художников КазССР, заслуженный деятель культуры Казахстана Виктор Федорович Холуёв.

Астана сегодня поражает своим великолепием даже самого искушенного и видавшего виды путешественника. Столичные парки и скверы, будоражащие сознание формы оригинальных архитектурных строений, необычные скульптуры, фонтаны и величественные монументы – все это ежегодно привлекает не только потоки людей из регионов страны, но и зарубежья.

Мало кто из астанчан помнит, каким был город задолго до того, как стать столицей и сердцем страны. Да и многие местные жители с трудом вспоминают, что же стояло на месте сегодняшних небоскребов. Лишь старожилы сохранили в памяти Целиноград времен хрущевской оттепели, первоцелинников. Сохранили его и картины Виктора Федоровича.

Художник родился в 1930 году в селе Острый камень, что в российской Липецкой области. Семья его была немаленькая – 4 братьев и 2 сестры. Детство и юность Виктора Холуёва пришлись на войну. Послевоенные тяготы тоже не обошли стороной, что все же не помешало юному любителю изобразительного творчества закончить Рязанское художественное училище, а по возвращении со службы в Советской армии поступить на факультет живописи в знаменитый Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Стоит отметить, что несмотря на то, что родители Холуёва были простыми крестьянами, все его братья тоже выбрали творческую стезю. Трое из них впоследствии стали известными художниками, а младший - архитектором.

Виктор Федорович обучался в мастерской народного художника СССР Юрия Непринцева, воспитавшего целую плеяду известных советских живописцев. Уже тогда молодого художника отмечали тонкое чувство цвета, сочное, щедрое письмо и тяга к жанровой композиции. По окончании института в 1961 году ему предложили остаться там. Но романтика освоения нового мира, бесконечные рассказы о мужестве людей, осваивающих целину, тяга к самостоятельности привели юного выпускника Репинки по комсомольской путевке в Целиноград. Именно он и еще пятеро художников стояли у истоков создания городского отделения союза художников. Более 10 лет Виктор Федорович был его председателем.

Как позднее вспоминал сам художник, ни мастерских, ни инструментов для работы у них практически не было. Поэтому они поднимали «свою целину»: «Мы были полны надежд, творческих амбиций, горды сознанием высокого предназначения своей профессии. Все это аукалось и рифмовалось с настроением целинников». Всего за несколько лет Целиноградское отделение стало одним из ведущих в союзе художников республики, а его члены – востребованными деятелями искусства.

- Несмотря на успех и признание, Виктор Федорович никогда не занимался самовосхвалением, самопиаром, как сейчас говорят. Прежде всего, это был добрый, отзывчивый и очень спокойный человек, - вспоминает сын художника Максим Холуёв. – Он был немногословен, жил в своем мире и общался с ним через свои картины. На его жизнь пришлось множество всевозможных перипетий и тягот. Он жил, как хотел, не обращая внимания на стереотипы и установки, которые загоняли людей в какие-то рамки. Учеников у него не было, но каждый, кто обращался к нему за помощью или советом, всегда их получал.

Виктор Холуёв был живописцем, на протяжении всего творчества его привлекали простые рабочие, люди и их судьбы, первоцелинники. Вдохновляла его и историко-бытовая тематика. Особым национальным колоритом пропитаны его картины, посвященные традиционным играм, таким, как кокпар.

- Он мог тонко и осмысленно представить непридуманную жизненную ситуацию. Люди, их характеры, поступки, красота окружающей природы – это было ему интересно всегда, - рассказывает о художнике руководитель научно-просветительской группы столичного музея современного искусства Даметкен Бекова. - Целинная тема в творчестве В.Ф.Холуёва проходит основной целью, связующей многие его произведения, написанные на протяжении нескольких десятилетий. Сегодня, уже по истечении практически пятидесяти лет, вызывает особый интерес его картина «Первый снег. Целиноград». Автор сохранил для потомков миг старого Целинограда - города, каким он был, каким любили его жители в то время.

Яркое творчество художника не могло не остаться без внимания. Он был активным участником городских и всесоюзных выставок, избирался в выставочные комитеты, входил в состав Художественного совета Целиноградских художественно-производственных мастерских.

В 2010 году ему присвоено звание Қазақстан Республикасының мәдениет қайраткері, а многолетняя творческая работа и заслуги перед Союзом художников Астаны принесли живописцу награду «Большая Золотая Палитра».

Сегодня его работы хранятся практически во всех уголках мира, как в музеях, так и в частных коллекциях.

В Музее современного искусства столицы проводится персональная выставка, посвященная памяти выдающегося художника Виктора Холуёва, которая продлится до 11 марта. Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Айгерим Мусатаева

Айгерим Мусатаева