НовостиЭкономика

Место Казахстана в мировой экономике

В настоящее время мировая экономика вошла в период застоя на фоне слабого роста и/или спада экономики в некоторых странах.

Многое изменилось: нарастание напряженности в торговле между США и Китаем, необходимое ужесточение политики кредитования в Китае, макроэкономические трудности в Аргентине и Турции, перебои в автомобильной отрасли в Германии и ужесточение финансовых условий наряду с нормализацией денежно-кредитной политики в крупных странах с развитой экономикой — все это обусловило существенное ослабление глобального экономического подъема, особенно во второй половине 2018 года.

Сохраняющаяся торговая напряженность между странами-державами, политическая нестабильность в мире, геополитические риски и беспокойство по поводу ограниченной эффективности монетарного стимулирования по-прежнему подрывают уверенность деловых кругов и ожидания потребителей, сдерживая рост инвестиций и производительности.

С учетом того, что действие этих факторов и условий имеет тенденцию к сохранению, по итогам 2019 года прогнозируется дальнейшее снижение темпов роста мировой экономики — с 3,6 процента в 2018 году до 3,3 процента к концу 2019 года. Пересмотр прогноза роста с его понижением на 0,2-процентного пункта по итогам 2019 года по сравнению с прогнозом в январе 2019 года также имеет глубокую объективную основу, связанную с прогнозом понижения развития для нескольких крупнейших экономик, в том числе зоны евро, Латинской Америки, США, Соединенного Королевства Великобритании, Канады и Австралии.

Тем не менее, по мнению некоторых ученых, сохранение высокого уровня занятости по всему миру должно содействовать увеличению доходов.

В подобном ключе высказываются и известные международные организации. В частности, Международный валютный фонд ожидает по итогам 2019 года замедления темпов экономического роста в странах, составляющих 90% мирового ВВП.

Fitch спрогнозировал замедление роста мировой экономики до 8-летнего минимума, при этом прогноз роста мировой экономики в 2019-2020 годах был снижен на 0,2% из-за эскалации торговой войны между США и Китаем.

Следует отметить, что торговая вой­на США и Китая привела к замедлению роста мировой экономики до минимумов за 10 лет и она рискует вступить в новую, длительную фазу низкого роста, если правительства ключевых стран мира продолжат проявлять нерешительность в отношении ответных мер.

Подобное положение вещей всегда является поводом для волнения при любых обстоятельствах, но перспектива рецессии в нынешних условиях действительно настораживает. Неуверенное восстановление, которое продемонстрировала мировая экономика в течение последнего десятилетия, привело к истощению возможностей использования традиционных инструментов макроэкономической политики.

Во многих странах — не в последнюю очередь в США — налогово-бюджетное стимулирование и постоянный дефицит бюджета привели к увеличению соотношения между государственным долгом и национальным доходом. В следующий раз правительства станут менее охотно использовать дополнительные государственные займы, чтобы поднять спрос, справедливо или ошибочно опасаясь нехватки фискального пространства. Возможности денежно-кредитной политики также практически исчерпаны: процентные ставки либо приблизились к своей «эффективной нижней границе» (как в США), либо опустились ниже этой границы (как в странах Европейского союза).

Еще одним следствием предыдущего экономического кризиса и чрезвычайных мер, принятых для его сдерживания, стала усиленная финансовая неустойчивость. Принятые меры были необходимы, но следствием этих мер стали безрассудные оценки рыночной стоимости активов и рост кредитного риска. Безрассудно завышенные цены на жилье стали главной причиной крушения финансовой стабильности. Во многих странах мира цены на жилье вновь выросли на фоне дешевых кредитов. Банки смогли увеличить свой капитал, но этого может оказаться недостаточно для того, чтобы обезопасить себя в случае очередного большого экономического спада. Италия и ряд других стран до сих пор не смогли освободиться от «порочного круга» суверенного долга и банкротства банковских учреждений.

Экономика стран Европейского союза, согласно докладу Международного валютного фонда, по итогам 2019 года увеличится всего на 1,2 процента, а в следующем году — на 1,4 процента. Причинами такого развития, по мнению экспертов, являются торговые конфликты между отдельными странами (в первую очередь, тарифный спор между США и Китаем), а также «неопределенность, связанная с геополитическими рисками».

Рост российской экономики, по мнению экспертов Международного валютного фонда, по итогам 2019 года составит 1,1 процента.
В первой половине 2019 года спрос на товары, произведенные в Германии, на международном рынке оказался ниже ожидаемого. Это стало одной из причин того, что рост немецкой экономики в текущем году, с точки зрения экспертов Международного валютного фонда, составит лишь 0,5 процента. В следующем году этот показатель должен составить 1,2 процента, что на 0,5 процента меньше, чем прогнозировалось в июле текущего года.

Также надо иметь в виду, что на нынешнюю ситуацию ощутимо влияет возможный неурегулированный выход Великобритании из Европейского союза.

В отношении экономики Украины, по данным Международного валютного фонда, прогнозируется рост с 2,7 до 3 процентов. На этом же уровне, как ожидается, останется рост украинского ВВП и в 2020 году. В то же время инфляция в стране к концу 2019 года снизится до семи процентов.

В Беларуси же, также по данным Международного валютного фонда, напротив, в 2020 году ожидается резкое понижение темпов роста экономики. Вместо прогнозируемого ранее роста 2,2 процента экономический подъем составит всего 0,3 процента. По итогам же 2019 года белорусская экономика должна будет вырасти на 1,5 процента.

Теперь несколько слов о том, какую роль играет Казахстан в мировой экономике, имея в виду ключевые макропоказатели развития.
По итогам 2017 года Казахстан занял 55 место в мире по объему ВВП, составившему 159,4 млрд долларов США.

Мировой ВВП всех стран мира оценен в 80 трлн 683,8 млрд долларов США, из которых 21 трлн 438,5 млрд долларов США приходится на страны Европы и Центральной Азии. Таким образом, вклад Казахстана в мировую экономику по ВВП составляет 0,2%.

По этому показателю среди стран постсоветского пространства Казахстан занимает 2-е место. Лидирует Россия, чей ВВП равен 1 трлн 577,5 млрд долларов США (11 место в мире). Украина расположилась на 60 месте мирового рейтинга ($112,2 млрд), Беларусь — на 79-м ($54,4 млрд долларов США), Узбекистан — на 85-м ($48,7 млрд долларов США).

Мировым лидером по объему ВВП в 2017 г. являлись США — 19 трлн 390,6 млрд долларов США (более 24% от мирового объема). На втором месте — Китай с ВВП 12 трлн 237,7 млрд долларов США (15,17% от мирового уровня).

Третье место занимала Япония, чей ВВП составлял 4 трлн 872,1 млрд долларов США.

Всего в десятку стран с самым большим ВВП входят четыре европейских (Германия — 4 место, Великобритания — 5 место, Франция — 7 место, Италия — 9 место), три азиатских (Китай — 2 место, Япония — 3 место, Индия — 6 место), два североамериканских (США — 1 место, Канада — 10 место) и одно южноамериканское (Бразилия — 8 место) государства.

В 2017 г. на их долю приходилось почти 2/3 (66,46%) мирового объема ВВП.

К числу стран, чей ВВП, по данным Всемирного банка, превышает 1 трлн долларов США, также относятся Россия, Корея, Австралия, Испания, Мексика и Индонезия.

Показатель более 400 млрд долларов США имеют Турция, Нидерланды, Саудовская Аравия, Швейцария, Аргентина, Швеция, Польша, Бельгия, Таиланд, Иран и Австрия.

Индекс физического объема ВВП Республики Казахстан за январь — сентябрь 2019 г. по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,3%. ВВП нашей страны составил 44 трлн 139 млрд 419,4 млн тенге. В структуре ВВП доля производства товаров занимает 38,9%, услуг — 53,0%.

Если оценивать международные резервы Казахстана, то за март 2019 года валовые международные резервы Национального банка Республики Казахстан, по предварительным данным, снизились на 7,2%, или на 2,1 млрд долларов США — до 27,0 млрд долларов США (с начала года снижение на 12,6%, или на 3,9 млрд долларов США).

Международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (59,0 млрд долларов США), на конец марта 2019 года составили 86,0 млрд долларов США.

При этом денежная база в марте 2019 года сжалась на 4,2% и составила 6 трлн 248,4 млрд тенге (с начала года сжатие на 6,1%). Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном банке Республики Казахстан, сжалась на 13,4% — до 5 трлн 087,5 млрд тенге (с начала года — на 15,1%).

Денежная масса за март 2019 года, по предварительным данным, снизилась на 1,6% и составила 19 трлн 401,1 млрд тенге (с начала года снижение на 6,8%), наличные деньги в обращении увеличились на 2,7% — до 2 трлн 193,2 млрд тенге (снижение на 3,0%).

Важно иметь в виду, что, по мнению экспертов, в мировой экономике в ближайшие десять лет сложится критическая ситуация из-за взрывного сочетания неэффективной денежно-кредитной политики, роста разрыва в благосостоянии людей и изменения климата.
В этой связи отечественную экономику может ожидать немало трудностей, что с неизбежностью приведет к обострению социальных проблем и напряжению в обществе. Вместе с тем, в принципе, у Казахстана имеются определенные предпосылки для преодоления этих проблем внешнего воздействия и потенциал для экономического роста. Эти предпосылки вытекают из колоссальных людских, технологических, производственных и природных ресурсов, предприимчивых и образованных людей нового поколения, научно-технического потенциала и развитой финансовой системы.

Надо лишь успешно реализовать весь этот потенциал возможностей. Для этого в сложившейся ситуации, на мой взгляд, целесообразно принятие следующих мер:

— учитывая место нашей страны в международном разделении труда, следует особое внимание уделить сельскому хозяйству в целом, в том числе животноводству и растениеводству;

— действенно обеспечивать всемерную поддержку товаропроизводителям, ориентированным на экспорт;

— обеспечивать поддержку мелких товаропроизводителей в рамках новой усовершенствованной программы импортозамещения. Необходим постоянный действенный контроль за реализацией подобной программы;

— полное освобождение от всех налогов, пошлин и т.д. всех без исключения субъектов (особенно мелких) хозяйствования, выпускающих экспортоориентированную продукцию. При этом недостающую часть поступления в бюджет в основном (или полностью) обеспечить за счет субъектов, экспортирующих сырьевые ресурсы;

— добиться полного искоренения коррупции;

— развивать дальнейшее сотрудничество с передовыми странами мира с упором на соблюдение ценностей правового государства и развитие гражданского общества.

При этом, обеспечивая подобную либерализацию экономических отношений, важно иметь в виду и инструменты прямого государственного воздействия на развитие экономики.

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что Казахстан в перспективе станет экономически сильным государством и займет свое достойное место по размерам ВВП одно из первых мест в мировой экономике.

 

Бердибек МЕЙРБЕКОВ,
кандидат экономических наук

Статьи по Теме

Back to top button