Проекты

Мировые тренды для столицы

На дискуссионной площадке PaperLab в Астане обсудили, насколько столица комфортна для жителей.

Общественные диалоги набирают популярность в Казахстане. Именно тут эксперты, чиновники и рядовые горожане, которые интересуются темой, в неформальной обстановке обсуждают различные проекты и ищут пути решения, а государственные органы могут критически взглянуть на свою работу. Активно проявляется тенденция — интерес горожан и их желание участвовать в развитии города.
Социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ определил формат работы встречи. Спикерами выступили представители Urban Forum Kazakhstan Асель ЕСЖАНОВА и Адиль НУРМАКОВ, эксперт при Фонде Первого Президента Камила КОВЯЗИНА, а также заместитель акима района «Байқоңыр» Ерлан ЖАУЛЫБАЕВ.
Молодые исследователи оказались интересны и харизматичны. Все они специально занимаются темой развития города. От теории, международного опыта пытались перейти к рекомендациям, старались дискуссию сделать прикладной.
Асель Есжанова рассказала о том, что такое благоприятная городская среда, сомасштабность города человеку. Привела слова автора книги Джеффа СПЕКА «Город для пешехода», которая стала настольной для мэров многих городов: «Ткань города составляет разнообразие зданий, фасадов, открытых пространств. А создание благоприятных условий для пешеходов удовлетворяет четырем ключевым принципам городской среды — быть полезной, безопасной, комфортной и интересной». Также она рассказала о мировом тренде — ориентированности на пешеходов.
— Наличие и доступность пешеходных путей — это не роскошь, а необходимое условие современных городов, — сказала Асель Есжанова. — Когда мы говорим о городе — это взаимодействие связи различных сфер, начиная от градостроительства, заканчивая экономикой, финансами, социологией. От ходьбы много пользы для здоровья, она дает людям возможность общаться. А еще полезна тем, что способствует укреплению жизненной силы самого города и более всего значима как показатель его жизнеспособности. Доступность того или иного города для пешеходов — едва ли не основной критерий оценки качества его среды и с точки зрения комфорта пребывания, и с точки зрения стоимости недвижимости, и, конечно, туристической привлекательности.
Также она привела 11 принципов, которые должны быть продуманы градостроителями, чтобы город был максимально комфортным для пешехода. Walkability — cвобода передвижения пешком — не только наличие пешеходных дорожек, а перекрестки, первые этажи зданий, пандусы, тени, укрытия.

Город-стройка, город-мечта
Эксперт Камила Ковязина рассказала о том, как себя ощущает астанчанин в городе.
— Как социологи, мы опираемся прежде всего на цифры, поэтому провели исследование: с 8 октября по 8 ноября этого года опросили примерно по 400 человек из каждого района столицы, — сказала эксперт. — Первый вопрос был о том, кто такие астанчане. Мы хотели понять, на какого человека пространство должно быть ориентировано. По нашим данным, это в основном семейные люди до 39 лет, имеющие 1-2 детей. Это и определяет потребности: им нужно удобное пешеходное пространство для колясок, безопасность и досуг детей. Между прочим, они готовы потратить определенную сумму на удобства.
Также в ходе исследования выяснилось, что около 20% респондентов снимают жилье, а 75% — имеют свое. То есть каждый пятый астанчанин снимает жилье. 14% купили жилье в ипотеку. 40% астанчан волнует проблема недоступности жилья. Эксперт привела любопытную статистику: прожив в городе примерно семь лет, новоиспеченный астанчанин обзаводится собственным жильем.
Основная проблема растущего быстрыми темпами населения за счет внутренней миграции и естественного воспроизводства — высокая нагрузка на социальную и городскую инфраструктуру. Это переполненность школ, нехватка учителей, детских садов. А в 2025 году нас ждет так называемый молодежный бугор.
В целом 70% респондентов оценили уровень своей жизни как средний. И только 13% полностью удовлетворены жизнью в своем районе. Наиболее удовлетворены жители Алматинского и Есильского районов. При этом жители двух других районов — около 50% — отмечают улучшение в работе службы озеленения, чистоте улиц и расположении остановок общественного транспорта, создании парковых зон, оформлении и освещении улиц, работе ЦОНов. Ниже всего астанчане дают оценку безопасности детей и состоянию детских площадок.
Социологи задались и философским вопросом: какая у Астаны душа?
— Вопрос был задан об образе, с которым ассоциируется столица, — рассказала Камила Ковязина. — Для них это город-стройка, город новых возможностей. Это говорит о развитии: люди видят здесь перспективу для себя. Между прочим, 40% астанчан считают себя очень активными карьеристами. Это естественно, ведь сюда приезжают со всех регионов страны за достижениями.
На вопрос о том, когда формируется идентичность астанчан, 80% говорит, что они уже чувствуют себя столичными жителями. Это показатель социальной адаптации, чему способствуют высокое материальное положение, длительность проживания, покупка своего жилья. Это соответствует социологической теории об укоренении.

Комфорт в большом городе
Адиль Нурмаков рассказал о восприятии городской среды жителями, имеющими несовершеннолетних детей.
— Население Астаны состоит на треть из детей до 15 лет, — сказал он. — Если город удобен для ребенка, значит, удобен для всех. Было проведено анкетирование для 480 респондентов-родителей. Город мы условно поделили на четыре района: старый, новый центры, ТЦ «Евразия» и западная часть. Намеренно не включили частный сектор, а только урбанизированные территории. В ходе исследования выяснилось, что 60% респондентов гуляют с ребенком раз в неделю или реже. 55% родителей детей до 12 лет гуляют с ними тоже раз в неделю и реже. Чаще других отправляются на прогулку с детьми жители старого центра — 44% и района «Евразии» — 26%. Оба района отличаются более плотной компактной застройкой, наличием рекреационных зон и озелененных пространств, которых меньше на левом берегу и в западной части Астаны.
Главной проблемой пешеходной инфраструктуры для всех частей города оказались припаркованные автомобили. Неудобства при прогулке создают автомобили — 25,2%, прерывание тротуаров: парковки, пристройки, заборы, ступени, узкие тротуары — 26%, качество тротуарного покрытия — 17,4%, плохое освещение — 12,8%. Для новых районов запада Астаны актуальна проблема плохого уличного освещения.
Следующий показатель — детские игровые пространства. Дворы в западной части Астаны и в районе «Евразии» лучше обеспечены базовой детской инфраструктурой. Хуже всего оценили свои дворы жители центра Левобережья, хотя жилищный фонд района является самым новым и престижным. Что касается безопасности, несмотря на то что 80% считают свой район безопасным, 60% не разрешают своим детям самостоятельно гулять. 74,7% назвали городскую среду комфортной для родителей с детьми. Наибольший дефицит парков отметили респонденты центра левого берега — 46% опрошенных указали на отсутствие парка или сквера в пешей доступности.
60% респондентов ходят с детьми в учреждения культуры раз в полгода и реже. Под учреждениями культуры чаще всего подразумевались кинотеатры — 30%. Второй по частоте ответ — 25% — нет учреждений культуры вблизи дома. В Есильском районе нет ни одной районной библиотеки. Лишь малое число респондентов отметило наличие в своем районе музея — 14, 6%, театра — 12,3%, галереи — 5%.
— Мы опросили респондентов и на предмет доступа к социальной инфраструктуре, — рассказал эксперт. — Результаты оказались очень интересными. 57,2% респондентов часто или время от времени ездят из своего района в другие. Чаще других — жители Левобережья. Для проведения семейного досуга 54,8% выезжают в другие районы часто или время от времени. Почти половина использует для этого личный транспорт. И неудивительно, что из них 60% отмечают проблему пробок в городе. 47% имеют автомобиль, но автобус — основной способ передвижения 76%. Лишь 56% жителей удовлетворяет схема движения автобусов. 25% недовольны маршрутной сеткой и около 20% не уверены в ее удобстве. Чаще других неудобство маршрутов отметили жители Левобережья — 33%. Петляющие маршруты удлиняют время в пути.
Когда речь зашла об учете погодных условий столицы, Адиль Нурмаков привел в пример скандинавские и канадские города. Там многие улицы предназначены только для прогулок и позволяют гостям и местным жителям спокойно прогуливаться по городу и наслаждаться красотой его достопримечательностей. Эксперт отметил, что не люди должны приспосабливаться к сложным климатическим условиям. Те, кто планирует город и проектирует улицы, должны принимать во внимание климат, принимать планировочные решения, основанные на исследованиях, перенимать лучшие мировые практики по городскому планированию.
— В контексте Астаны важно, чтобы роль исследователей в принятии управленческих решений повышалась, — сказал Серик Бейсембаев. — Чем больше анализируется и обсуждается то или иное решение, тем оно качественнее.

Жанар ДАУТОВА

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть