НовостиОбщество

Мошенники в сети

Жизнь современного человека невозможно представить без Интернета. Через Всемирную сеть мы пополняем счета мобильного телефона, проводим банковские операции и оплачиваем коммунальные услуги. Это экономит время и упрощает нам жизнь. Но порой удобные для граждан сервисы становятся настоящей кормушкой для мошенников. Об этом предостерегает начальник отделения Управления криминальной полиции ДВД капитан полиции Талгат БУЛЕГЕНОВ.

На сегодняшний день в Департамент внутренних дел по городу Астане обратилось уже несколько десятков обманутых горожан. Уголовные дела расследуются по фактам мошенничества, совершенные посредством интернет-банкинга.

— Как действуют мошенники?
— Механизм на самом деле прост. Злоумышленники, подыскав потенциальную жертву на сайте по продаже квартир или автомобилей, созваниваются с ней по телефону и сообщают, что хотят купить выставленный товар и намерены отправить задаток продавцу. Затем предлагают подключить услугу «Интернет-банкинг» к платежной карте продавца и при этом называют свой номер телефона. Тем самым потерпевшие, в большинстве случаев из-за незнания принципов работы интернет-банкинга, предоставляют злоумышленникам полный доступ к управлению банковской карточкой и денежным средствам, находящимся на их счетах.

Приведите конкретный пример из вашей практики.

— К примеру, в апреле 2018 года неизвестный написал сообщение посредством мес-сенджера WhatsApp гражданину М., откликнувшись на его объявление о продаже автомобиля, размещенное в Интернете. В ходе переписки неизвестный решил купить автомашину, но написал, что находится в другом городе и готов перечислить оплату на карточку, а авто заберет позже. По просьбе мошенника гражданин М. передал по WhatsApp данные своей карточки, после чего на его абонентский номер пришло SMS-сообщение с кодом доступа к личному кабинету интернет-банкинга. М. доверчиво продиктовал цифры кода доступа — это была роковая ошибка. Буквально через несколько минут ему пришло SMS-уведомление о списании всех денежных средств на чужой карточный счет одного из зарубежных банков. Сразу после перечисления денег мошенник отключил мобильный телефон.

— Таким образом, виноваты сами потерпевшие?
— Совершенно верно. В ходе проведенного расследования установлено, что злоумышленники обманным путем получают код доступа от самих же клиентов, входят в их личный кабинет интернет-банкинга, откуда и похищают все денежные средства.

— Это единственная афера, на которую может попасться доверчивый гражданин или есть другие схемы?

— Нет предела совершенству, в том числе и мошенническим схемам. Другой метод совершения мошенничества через интернет-банкинг — фишинговая атака, то есть создание полной копии сайта любого банка. В этом случае ничего не подозревающие казахстанцы добровольно предоставляют преступникам свои конфиденциальные данные.

Фишинговая атака — это атака с подменой реальной страницы банков и переадресация пользователя клиента банка на поддельную страницу. В этом случае в первую очередь происходит заражение вирусом компьютера клиента банка. Клиент вводит свои учетные данные — логин и пароль, которые тут же становятся собственностью мошенников. Далее они тут же вводят данные на реальные страницы интернет-банкинга клиента и получают доступ к его финансовым ресурсам.

Какие действия необходимо предпринять тем, кто пострадал от действий мошенников?
— Если вы все же стали их жертвой, в первую очередь необходимо обратиться в контакт-центр вашего банка. Там немедленно заморозят все счета и проведут расследование. Надо отметить, что только мошенники звонят клиентам банков, чтобы выяснить их персональные данные.

По заявлениям пострадавших уже есть результаты?
— Буквально недавно сотрудниками криминальной полиции ДВД столицы задержана группа жителей Костанайской области, которая, пользуясь банковскими картами подставных лиц, совершала мошенничества в отношении интернет-пользователей. Она выставляла ложные объявления на сайте www.kolesa.kz о продаже и доставке автозапчастей и указывала свои контактные номера. При поступ-лении звонков мошенники, исполняя роль продавца, вели разговоры с потерпевшими и принимали заказы по доставке автозапчастей. Оплату просили перечислять на банковские карты подставных лиц и обещали исполнить доставку в течение нескольких дней. Однако после зачисления денег на карту мошенники отключали телефоны и меняли SIM-карты.

Пользуясь случаем, хочу обратиться через вашу газету к тем, кто пострадал от действий мошенников при заказе автозапчастей на сайте www.kolesa.kz и перечислил денежные средства на их банковские карты, позвоните по телефонам: 71-63-35, 71-62-91, 71-60-10 или 102.

ДВД города Астаны просит горожан при заказе товаров через интернет быть бдительней, удостовериться в наличии товара, просить производить фото- и видеосъемку заказного товара, не производить оплат за несуществующий товар.

А также:
— никому не передавайте персональные сведения карточных счетов и PIN-коды;
— не переводите деньги на незнакомые телефоны, не подтверждайте операции с банковскими картами, которые не совершали;
— не переводите деньги неизвестным лицам через анонимные платежные системы;
— не соглашайтесь на предоплату при покупке или продаже имущества через бесплатные интернет-порталы;
— не пользуйтесь сомнительными программами и приложениями в компьютере или сотовом телефоне.

Айгуль АЛЬЖАКСИНА

Статьи по Теме

Back to top button