Об изменении границ города Астаны

11 Фев 2017 / 827 / ()
Об изменении границ города Астаны

Генеральный план города Астаны - это основной градорегулирующий документ, в котором разработаны концептуальные направления территориального развития города Астаны, определены комплексные условия формирования среды жизнедеятельности и основные направления территориального развития столицы Республики Казахстан - города Астаны. 

На момент переноса столицы территория города составляла 24819 га.
За время переноса столицы Казахстана из города Алматы в город Акмолу, с 1997 года, согласно Указам Президента Республики Казахстан, границы города менялись трижды:
• 8 августа 2000 года увеличение территории города Астаны на 45195 га за счет включения в черту города Астаны части земель Целиноградского и Шортандинского районов;
• 18 января 2013 года без увеличения территории города Астаны путем включения 17,1 га от территории города Астаны в границы Целиноградского района Акмолинской области и передачи в границы города Астаны 17,1 га части земель Целиноградского района Акмолинской области;
• 6 февраля 2017 года увеличение территории города Астаны на 8719 га путем включения в его черту части земель Целиноградского района Акмолинской области.
Бурный рост города Астаны обусловлен социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходящими в обществе. Численность населения города Астаны достигла в июле 2016 года одного миллиона человек. 
Учитывая возрастающую стоимость земельных участков, их активное освоение собственниками, отсутствие свободных земельных участков в настоящее время возникла потребность в расширении границ города Астаны для решения конкретных задач в части обеспечения населения рекреационными и ритуальными услугами. 
В связи с этим был принят Указ Президента Республики Казахстан от 6 февраля 2017 года «Об изменении границ города Астаны» и в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» (далее - Указ) изменены границы города Астаны посредством включения в его черту части земель Целиноградского района Акмолинской области общей площадью 8 719 гектаров согласно приложению к настоящему Указу.
В приложении к Указу приведена экспликация части земель Акмолинской области, включаемых в черту города Астаны. Как видно, в составе земель указаны такие категории, как пашни, залежи, сенокосы, пастбища. Земли населенных пунктов не вошли в данный перечень. 
Таким образом, данное изменение границ города Астаны не предполагает присоединения населенных пунктов Целиноградского района Акмолинской области в состав территории города Астаны. Итого по состоянию на 10 февраля 2017 года территория города Астаны составит 78 733 га.
Предусмотрено только точечное присоединение земель из территории Целиноградского района Акмолинской области общей площадью 8719 га без каких-либо населенных пунктов. 
Данное решение соответствует концепции развития территорий пригородной зоны, всей Астанинской агломерации. 
В настоящее время разработана Межрегиональная схема развития территории Астанинской агломерации, которая в настоящее время находится на стадии утверждения. Территория Астанинской агломерации получит свое развитие как пригородная зона столицы, в которой будет активизирована переработка селькохозяйственной продукции, стройиндустрия, рекреация. Город Астана, как ядро агломерации, будет являться рынком сбыта производимой продукции.
Как отмечалось выше, численность населения города Астаны стремительно растет. Соответственно возрастают потребности в разного вида услугах, включая ритуальные, рекреационные. 
Отличительной особенностью является то, что данные виды услуг требуют значительных свободных площадей земли, не занятых застройкой, имеющих соответствующие, благоприятные характеристики почвы, наличие водоема. При этом важно обустроить эти места, и особенно места кратковременного отдыха горожан, в непосредственной близости, оптимальной транспортной доступности от места работы жителей столицы. 
Указанные земли планируется использовать для развития следующих направлений:
- 460 га - для организации и размещения нового городского кладбища (между 96 разъездом и трассой Астана - Кокшетау);
- 959 га - для развития территории 13,2 км юго-западнее границы города через полосный участок: часть земель сельского округа Кабанбай батыра, где размещено существующее захоронение Кабанбай батыра);
- 7300 га - в районе озера Майбалык под нужды международного аэропорта, для установления его охранных зон и полос, и организации мест кратковременного отдыха горожан. При этом важной представляется возможность удовлетворения потребностей жителей и гостей города Астаны в рекреации в течение круглого года.
Как известно, действующее кладбище в г.Астане в настоящее время подлежит консервации. Для решения вопроса по организации нового кладбища к границам Астаны присоединены свободные от застройки земли:
- на северо-западе территории столицы - 460 га между 96 разъездом и трассой Астана - Кокшетау;
- в южном направлении - 959 га, где предусмотрено поэтапное развитие Национального пантеона.
Данные земли по почвенным характеристикам и местоположению соответствуют установленным требованиям для организации мест для оказания ритуальных услуг населению столицы.
Главное при организации кладбищ - это подбор земель, расположенных в непосредственной близости от населенного пункта. Этот вопрос решается с учетом национальных и религиозных традиций каждой страны, с учетом реальных возможностей страны и почвенно-климатических условий местности.
Как видим, наибольшая площадь присоединенных земель предназначена для развития рекреации на территории вокруг озера Майбалык.
Суровые природно-климатические условия региона, скудный природный ландшафт снижают привлекательность Астаны. Ближайшая курортная зона Боровое с великолепным горным ландшафтом и красивой водной акваторией расположена в 200 км от Астаны. Удаленность этой курортной зоны от столицы ограничивает возможности рекреационного досуга столичных жителей и определяют эпизодический характер их пребывания и отдыха в Боровской курортной зоне. В генеральном плане развития Астаны для организации мест массового отдыха жителей города предусматривается создание живописных рекреационных зон в непосредственной близости от столицы в радиусе 20-30-минутной транспортной доступности. Одним из таких мест является озеро Майбалык и прилегающая к ней территория. 
Озеро Майбалык расположено на южной окраине города Астаны, на расстоянии одного километра от аэропорта.
Озеро расположено в междуречье рек Нура и Ишим, на территории Целиноградского района, южнее г.Астаны.
Для рекреационной территории озера Майбалык площадью 4210,97 га (без водного зеркала) при допустимой рекреационной нагрузке 10 чел./га (средний показатель для лесопарков) емкость рекреационная составляет 42110 человек, то есть это максимальное количество человек, которое может одновременно находиться на территории лесопарковой зоны, которая окружает озеро (СНиП 2.07.01-89)
По нормативам элементов территории пляжей на акваторию для купания приходится 8-15 кв. км/чел., таким образом, при площади водного зеркала 1460,0 га максимальное количество человек, которое одновременно может находиться в воде, составляет 973,3 тысячи человек.
Учитывая средние показатели, зависящие от площади водного зеркала при площади зеркала 1460 га, рекомендуется длина береговой полосы пляжа 8760 м, площадь территории пляжа - 29,2 га, число купающихся одновременно - 35040 человек (Урусов В.М., Майоров И.С. «Рекреационные ресурсы России»).
В то же время современное экологическое состояние озера Майбалык, воздушный и водный бассейны (глубина, качество воды, состояние почв) требуют дополнительного исследования, разработки и реализации комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки данной территории.
Расположение аэропорта в непосредственной близости от озера «Майбалык» предполагает применение шумозащитных мероприятий, грамотное размещение пляжной зоны, зданий и сооружений спортивного и иного назначения. 
Близость аэропорта требует разработки и применения современных технологий для защиты территории отдыха на озере Майбалык от шумового воздействия, загрязняющих атмосферу и почву веществ, создания буферной зоны в виде зеленых насаждений и других мероприятий.
Для того чтобы рекреационная зона вокруг озера Майбалык превратилась в доступный и удобный для всех горожан район развлечений, увлекательного проведения досуга, активных занятий водными видами спорта, отдыха, стала крупным развлекательным, спортивно-оздоровительным центром международного значения, работающим круглогодично в течение всего летне-зимнего периода, требуется соответствующее административно-организационное управление данной территорией и планомерная работа по привлечению инвестиций.
Для реализации намеченных мероприятий необходимо сделать данную территорию привлекательной для инвесторов, обеспечить развитие инженерно-транспортной коммуникации за счет государства.
Включение данной территории в границы города Астаны - столицы Республики Казахстан позволит активизировать развитие данной территории.
При этом будут разработаны концептуальные ландшафтно-градостроительные решения по организации спортивно-рекреационной зоны возле озера Майбалык. 
Архитектурно-планировочное и ландшафтно-композиционное решение озера должно соответствовать уровню самых лучших достижений мирового рекреационно-досугового и градостроительного искусства. Задача состоит в создании вокруг озера развитой инфраструктуры развлекательных, обслуживающих, досугово-спортивных и оздоровительных сооружений, включенных в создание живописных водно-ландшафтных композиций. Необходимо гармонично вписаться в окружающую природную среду, искусно обыграв изгибы озера, его водную акваторию, применяя самые последние достижения в области организации рекреационно-развлекательных зон, используя экологически чистые материалы, добиваясь сохранения нерушимости природного равновесия окружающей среды.
Также немаловажной является необходимость расширения территории международного аэропорта и в первую очередь его охранных зон, взлетно-посадочной полосы. 
В настоящее время необходимо нейтрализовать ситуацию, связанную с подтоплением и затоплением территории международного аэропорта города Астаны.
Береговая зона озера Майбалык и прилегающая к ней территория по вертикальным отметкам выше в среднем на 2-4 метра вертикальных отметок территории аэропорта. Это влечет за собой угрозу подтопления и затопления южной части города Астаны, в том числе территории аэропорта, в паводковые периоды.
Данная проблема может быть решена путем разработки и реализации комплекса оперативных мероприятий, благоустройства территории, прилегающей к озеру Майбалык.
Включение территории озера Майбалык в границы города Астаны позволит комплексно решать указанные вопросы, контролировать и регулировать влияние негативных природных факторов в зависимости от возникающей ситуации (паводок, обильные осадки и др.).

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.