ДОМБРИСТКА ДИНА

14 Фев 2017 / 509 / ()
ДОМБРИСТКА ДИНА

Одна из просторных и широких улиц столицы носит имя кюйши Дины - в честь легендарной домбристки,  любимой ученицы Курмангазы, талантливого композитора-кюйши, непревзойденного импровизатора Дины Нурпеисовой. 



Не случайно одна из улиц Астаны названа именем этой легендарной женщины. В ряду выдающихся деятелей казахской традиционной инструментальной музыки Дина Нурпеисова занимает особое место. 
На протяжении всей жизни она совершенствовала игру на домбре, достигнув непревзойденных исполнительских высот. Она одна из немногих кюйши, которая донесла до нас в живом исполнении вековые традиции казахского музыкального искусства.

История жизни

Дина прожила долгую и непростую жизнь, но никакие лишения не смогли сломить эту сильную женщину. Она стала очевидцем национально- освободительного движения 1916 года, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. 
Пройдя через все испытания, Нурпеисова передала последователям достижения классиков национального искусства. Именно в ее интерпретации записаны на пленки произведения Курмангазы и Даулеткерея и ее собственные сочинения. 
Виртуозная домбристка родилась в 1861 году в местности Бекемтай-кум Уральской области. Родители Дины - отец Кенже и мать Жаниха - тоже были очень музыкальны. Уже в девять лет девочка отлично играла на домбре. Постепенно весть о чудо-ребенке распространилась за пределами аула. Послушать игру Дины приехал сам Курмангазы, впоследствии ставший ее учителем. Она сопровождала его в поездках, где происходили состязания музыкантов. То, что знаменитый кюйши был наставником Дины, стало удачей не только для нее лично, но и для всех, кто любит искусство кюя, ведь именно она донесла до нас достижения классиков национального искусства. 
В девятнадцать лет девушку выдали замуж. Но через пять лет муж Дины Нурпеис Макат-улы умер. После смерти супруга, по степному закону аменгерства, Дина стала женой его старшего брата Нуралы. В память о первом муже она взяла себе фамилию Нурпеисова. 

Признание 

В 1937 году Дину Нурпеисову по поручению известного музыковеда Ахмета ЖУБАНОВА отыскал в селе Козлово Марфинского района Астраханской области и увез в Алма-Ату домбрист Смагул КОШЕКБАЕВ. И уже осенью она с успехом выступила на втором республиканском слете народных талантов. Здесь она мастерски исполнила свой кюй «Бұлбұл», а также произведения Курмангазы «Төремұрат» и «Қайран шешем». Жюри единогласно присудило ей первое место. В этом же году она была принята на работу в Казахскую филармонию, ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств.
В 1939 году в Москве проходил всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, в котором участвовали две тысячи человек, где она завоевала первое место. 
Вскоре ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР. Последний публичный концерт домбристка дала в возрасте 91 года.

Золотой фонд искусства   

Заслуги Дины Нурпеисовой перед казахской музыкальной культурой огромны. Лучшие творения композитора вошли в золотой фонд национального искусства. С жанровым богатством композиций связано разнообразие воплощаемых тем и образов. Можно сказать, что творческое наследие Дины - это своеобразная летопись нашей страны. 

Около двух десятков кюев охватывают практически все существующие в домбровой музыке жанры. Это и «Той бастар» - «Открытие торжества», посвященный двадцатилетнему юбилею республики, «Шалкыма» - «Ликование», «Жеңіс» - «Победа», «Арнау» - «Посвящение». В ее творчестве широко представлен лирический жанр - «Асем коныр», «Кербез» - «Прелестная», повествующий о близкой подруге, «Жигер» - «Энергия». Трагедийное начало присутствует в «Қара қаска ат» - «Лошадь с отметиной на лбу», а комедийное - в сочинении «Науыскы». 
В память о встрече акыном Жамбулом Жабаевым появился кюй «Коген туп». А кюй «Ана буйрыгы» - «Наказ матери», призывающий к мужеству и стойкости, посвящен единственному сыну, ушедшему на фронт. 
Как отмечал композитор Ахмет Жубанов, «Дина, начав композиторскую деятельность с подражания известным кюйши, вскоре выработала индивидуальный почерк». В своих творениях она органично совмещала достижения основных направлений домбровой музыки Западного Казахстана - яркий темперамент стиля Курмангазы и утонченный лиризм Даулеткерея. Прочная опора на традиции предшественников позволила Дине подняться на непревзойденные высоты домбровой музыки».

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Дана Аменова

Дана Аменова