Легенда о любви - новое прочтение

14 Фев 2017 / 344 / ()
Легенда о любви - новое прочтение

В столичном театре «Астана Опера» состоялась грандиозная премьера первой казахской национальной оперы «Кыз Жибек» Евгения БРУСИЛОВСКОГО. 

Романтический эпос о трагической любви  Кыз Жибек  и  Тулегена  получил широкую известность благодаря экранизации в кино  еще в 1970 году. Однако на театральных  подмостках народная  поэма  появилась гораздо раньше, в 1934 году, через год после того, как в Алматы из  Петербурга приехал 28-летний композитор  Евгений Брусиловский. Он написал первую казахскую оперу,  вдохновившись историей  любви,  верности, отваги и чести. Музыкальный  шедевр стал классикой. 
В поэтических строках  эпического сказания  о трагической любви представителей  двух социально неравных племен отразились многие стороны духовной жизни казахского народа. В основе оперы - история двух влюбленных  - Жибек и Тулегена.   Красавица отвергает сватовство властного  Бекежана. Она выйдет замуж только за того, кого полюбит. Ее избранником оказывается Тулеген, который приехал издалека, привлеченный молвой о красоте девушки. Но Бекежан предательски убивает его…
Спустя 83 года опера Евгения Брусиловского  на либретто выдающегося драматурга и писателя Габита МУСРЕПОВА вошла в репертуар столичного театра  в обновленном виде, с учетом последних технических новинок. Зрители увидели  масштабные декорации, роскошные костюмы, невероятные 3D-эффекты, символизирующие  смену времен года. Сцена превратилась в бескрайнюю цветущую степь, где неспешно прошли  грациозные лошади и караван верблюдов. Животные были  настоящие! 
Легендарный спектакль  обрел новую жизнь в новой музыкальной редакции заслуженного деятеля РК, дирижера Абзала МУХИТДИНОВА и режиссера-постановщика из Беларуси Михаила ПАНДЖАВИДЗЕ.  
В роли Жибек предстала молодая перспективная исполнительница,  лауреат международных конкурсов, студентка Казахского национального университета искусств Назым САГИНТАЙ. Партию главной героини также исполнили заслуженная артистка Казахстана Жаннат  БАКТАЙ и заслуженный деятель РК Салтанат АХМЕТОВА. Роль влюбленного Тулегена сыграют   заслуженные деятели РК Медет ЧОТАБАЕВ, Жан ТАПИН и Меир БАЙНЕШОВ. Образ коварного Бекежана в разных составах воплотили  заслуженный деятель РК Сундет БАЙГОЖИН и Талгат ГАЛЕЕВ. 
На пресс-конференции директор театра Галым АХМЕДЬЯРОВ, заместитель директора Толеубек АЛЬПИЕВ, режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, дирижер-постановщик, заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов, художники-постановщики Софья ТАСМАГАМБЕТОВА  и Павел ДРАГУНОВ   рассказали о главной премьере сезона  и ответили на вопросы журналистов.
- В чем особенности новой интерпретации оперы «Кыз Жибек»?  
Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе: 
- Мы  прекрасно помним одноименный  фильм,  ставший  выдающимся явлением в культурной жизни всей страны, для нас он был родным, так же как  и для всех жителей Казахстана. Но когда  я прочел литературный первоисточник, то понял, что между фильмом и эпосом лежит огромная пропасть. Эпос включает в себя столько граней, что в одной экранизации или инсценировке все задуманное воплотить невозможно.  В этом эпосе можно найти большое количество литературных сюжетов практически всей мировой литературы. Это колоссально интересная драматургия. Основное наше достижение  в том, что мы ушли от жанра музыкального спектакля и постарались его перевести на язык современной оперы.  Кроме того, мы существенно переработали либретто и образы главных героев, постарались сделать так, чтобы произведение зазвучало на современном языке и  было интересно любой возрастной категории зрителей. 
 - Какими вы увидели образы главных героев?
Михаил Панджавидзе:
- Мы постарались отыскать в людях и их поступках те помыслы, побуждения, которые позволили  превратить оперу в национальное и общечеловеческое достояние. Не зря ЮНЕСКО включил ее в  культурное наследие человечества. Человеческие страсти и судьбы, поступки, описанные в эпосе, неординарны.   Я не оправдываю Бекежана, но мы стараемся сделать его человеком совестливым, которому свойственно понятие чести, а не показать его бандитом с большой дороги. Бекежан под влиянием секундного порыва ревности и ярости стреляет в спину Толегена. Потом он раскаивается, практически теряя рассудок. Кроме того,  в нашей опере образ главной героини приобрел мистическое начало - ей подвластна смена времен года. И даже смерть Жибек будет рассматриваться не как физический уход, а как смена времени года - наступление зимы и начало нового года - вечное обновление.  
- Расскажите о новой музыкальной концепции и оркестровом сопровождении  масштабной постановки.
Дирижер Абзал Мухитдинов:
-  Впервые за 80 лет опера зазвучит по-новому, потому что все разговорные диалоги переведены в музыкальную плоскость. Как это в свое время  сделал Эрнст Гиро с оперой Бизе «Кармен».
Кроме того,  в нашем варианте оперы использовано большинство национальных инструментов: шанкобыз, кылкобыз, домбыра, жетыген и керней. Я специально ездил в Алматы в музей имени Ыхыласа, где по моему заказу были изготовлены кернеи. В отличие от узбекского и уйгурского кернея они изготовлены из цельного дерева и имеют специ-фический звук.
- Каким образом использовались современные технологии?
Руководитель художественно-производственного комплекса театра Виктор Караре:
-  Одна из особенностей нашей постановки в том, что мы использовали 3D-графику, фронтальную  видеопроекцию, галографическую  картинку.  
Процесс изготовления декораций занял около трех месяцев. Они изготовлены из стеклопластика. Мы старались, чтобы все выглядело реалистично. В начале  первого акта показана необъятная степь, во второй картине - крепость. Во второй части второй картины - дворец, который открывают  могучие воины. Также  нами специально изготовлены  красивые  цветущие маки в степи. Перед крепостью построен город мастеровых ремесленников. В нескольких картинах использованы арбы, идут настоящие верблюды, лошади.  Элементы городской крепости составляют двенадцать тонн, которые передвигают вручную десять  машинистов.
- Как проходил кастинг на роль главной героини?
Заместитель директора театра «Астана Опера» Толеубек Альпиев:
- Трудно найти высокопрофессиональную  исполнительницу партии  Кыз Жибек. По сюжету  ей было 15 лет. Она должна быть молодой, красивой, волшебной девушкой. Но сложность составляет  последний номер. Юная Жибек в 15 лет поет такую  арию, как будто прожила долгую жизнь. После смерти Тулегена она настолько печальна, как человек, обладающий  богатым жизненным  опытом.   Чтобы передать состояние всемирной печали, исполнительнице необходимо  не только быть красивой или  обладать прекрасным  голосом, в певице также должно быть глубочайшее внутреннее содержание, наполненность и колоссальный интеллект. 
- Назым, как вы вживались в роль  Жибек?
Назым Сагинтай:
- Это мое первое выступление на сцене «Астана Опера». Партия Жибек близка мне по характеру. Эта красивая драматическая история заставляет нас задуматься о вечных ценностях - любви, добре и прощении.  Очень сложно подать образ героини, так как, с одной стороны, она обычная девушка, а с другой - обладательница волшебного дара. Ее появление на сцене - чудо. 
- Медет, близок ли вам образ Тулегена?
Медет Чотабаев:
- Я очень долго  готовился и лепил своего Тулегена. Мне хотелось изобразить его не классическим нежным  героем, как это принято во многих постановках, а показать волевого человека, который может повести за собой свой род. Надеюсь, что все получилось.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Дана Аменова

Дана Аменова