Тренды рынка недвижимости

21 Окт 2017 / 383 / ()
Тренды рынка недвижимости

19-20 октября в Астане при поддержке акимата столицы состоялся Центрально-Азиатский форум по вопросам недвижимости «CRE Central Asia-2017». В нем приняли участие ведущие эксперты из Китая, Сингапура, Великобритании, Канады, представители администраций городов Тбилиси, Новосибирска, руководители строительных, проектировочных и архитектурных компаний РК и зарубежья.
В течение двух дней участники обсудили современные тенденции на рынке недвижимости, вопросы инфраструктурного развития городов, проблемы управления объектами, маркетинговые инструменты по привлечению клиентов и другие актуальные темы отрасли.


Увидеть реальную картину 
Открывая форум, заместитель акима столицы Малика БЕКТУРОВА отметила, что развитие рынка коммерческой и жилой недвижимости является основным драйвером роста экономики Астаны.
По ее словам, помимо коммерческой и другой недвижимости, только жилья в городе сдается более 2 млн. квадратных метров ежегодно. 
- В столице действует Социально-предпринимательская корпорация «Astana», которая является крупнейшим держателем государственной коммерческой недвижимости. И мы нацелены на то, чтобы выставлять эти здания либо на приватизацию, либо отдавать для управления более профессиональным командам, - заявила заместитель главы столицы в своем выступлении.
Также она рассказала о планах городских властей по созданию открытой электронной базы информации, которая, помимо прочего, поможет составить мнение о том или ином жилом либо коммерческом объекте. 
- В городе сегодня применяется несколько способов сбора информации, в частности, вы знаете о службе «109». Только по итогам девяти месяцев мы получили более 400 тысяч обращений от жителей по вопросам благоустройства и содержания жилого и коммерческого фонда. Это заявки, к примеру, о том, что не работает лифт, отключился свет и прочее. Такие сведения накоплены с периода становления столицы, а в цифровом формате - за последние 10 лет. Сегодня мы знаем, какой жилой комплекс либо офисное помещение на самом деле является привлекательным или проблемным, действительно ли данный ЖК или бизнес-центр соответствует заявленному уровню. Мы готовим портал opendataastana.kz для того, чтобы помочь профессиональным управляющим компаниям получить реальную картину о каждом здании. Понятно, что здания либо офисы, которые называли себя премиум- либо бизнес-уровня, по итогам тех данных, которые мы опубликуем, возможно, будут переоценены рынком, и это вызовет какую-то ценовую корректировку. Но подобная информация необходима рынку, - уверена Малика Бектурова.

Какие ТРЦ выживут?
В ходе обсуждения трендов рынка коммерческой недвижимости спикеры форума поделились видением о будущем торгово-развлекательных центров. По их мнению, выживут только те ТРЦ, которые смогут предложить посетителям много интересных занятий для досуга.
- Усилилась конкуренция, возросли требования наших гостей. Сегодня в торговом центре людям уже недостаточно просто заниматься шопингом. Для многих астанчан стало традицией проводить выходные в торговых центрах. Те девелоперы, которые поймут, что сегодня торговые центры - это новые социальные пространства, смогут повернуться лицом к гостям, они выживут. А те, которые не смотрят в будущее, не испытывают позитива и эмоций по отношению к своей стране, придут к печальному концу. 
Долг девелоперов - создать место, где будет интересно всем членам семьи. Сегодня нужно предвосхищать и удивлять людей. 30% площадей мы отдали под развлечения и обучение, 15% - фудкорты и рестораны. Что касается торговой зоны, мы не будем ее увеличивать. На наш взгляд, торговля в современных торговых центрах будет занимать 45-50% от сдаваемых площадей, потому что грядет эра электронной коммерции, - сказал глава холдинга «Astana Group» Нурлан СМАГУЛОВ.
Идеи - двигатель прогресса
Президент компании «GVA Sawyer» Вера СЕЦКАЯ рассказала о необходимости поиска новых путей развития торгово-развлекательных площадей.
- Мы сегодня не создаем объекты, состоящие из одной функции, даже если это одно здание. Организовываем многофункциональное пространство, где начинает иметь значение атмосфера, общение, возможность задержаться и провести время дольше. Традиционные сочетания - это торговля с развлечениями, образовательными элементами, времяпрепровождение в виде ресторанов, баров и так далее. Сейчас на рынке реализуются новые идеи, например, соединение торгово-развлекательной функции с гостиничной функцией и образовательными учреждениями. К примеру, в городе Котка в Финляндии, где мы разрабатываем проект по комплексному освоению территории с дизайнерским аутлет-центром, гостиницами, ресторанами, будет построен за счет государства университет прикладных наук. Они сами пришли к нам и предложили войти в наш проект, построить вуз на границе нашего участка, чтобы мы рассматривались как единый комплекс. Студенты и преподаватели придут в торговый центр. Если кто-то приедет в вуз издалека, он будет жить в гостинице. Они будут кушать в барах, ресторанах и столовых, это все заработает более синергично. Сочетание необычных элементов, которые раньше не сочетались друг с другом, никому не приходили в голову, начинает работать, - рассказала Вера Сецкая.
Она также предложила присмотреться к еще одному новому формату торговой недвижимости. 
- Он начал завоевывать популярность на российском рынке, у него нет специального названия, но мы его называем «Гастроферма». Сегодня люди стремятся к экологичности питания, свежести продуктов, но уходят от формата рынков. Это фермерское пространство в очень хорошем, симпатичном дизайне, где продаются экологически чистые продукты: фрукты, рыба, мясо. Здесь же расположены открытые и закрытые рестораны, кафе различной направленности, где можно покушать вкусную здоровую свежую пищу, внесен элемент развлечения, например, есть мастер-классы по приготовлению какого-то блюда, проводятся различные праздники. Все замешано на еде, продуктах, экологии, пространстве, где люди могут покушать, купить и провести время.
Этот формат, на удивление, оказался удачным, уже есть предложения по расширению таких проектов. К примеру, площадь одного из них составит 15 тысяч квадратных метров, он будет размещен на базе существующего гипермаркета мебели, где весь нижний этаж предполагается отдать под такое гастропространство, - поведала глава «GVA Sawyer». 
Старший директор Департамента торговой недвижимости «Cushman & Wakifield» Андрей ШУВАЛОВ предложил еще один путь повышения привлекательности торговых центров. 
- С точки зрения дополнительных функций, мы рассматриваем не только развлечения, но и спорт. Если делать маленькие форматы торговых центров площадью 5-8 тысяч квадратных метров сдаваемой площади и на верхних этажах размещать спортивно-обучающую функцию, то это интересно, - отметил спикер.
Мансия САКЕНОВА

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.