Фестиваль авторской песни «Астана-2013» прошел в Астане

29 Июл 2013 / 969 / ()
Фестиваль авторской песни «Астана-2013» прошел в Астане

Любовь к песне собрала вместе «солнечных» людей, предпочитающих творчество, свободу и приключения, на фестивале авторской песни «Астана-2013» в 20 километрах от города.
Из песни слов…

Известный дуэт братьев Валерия и Вадима Мищуков из Москвы относят себя к интеллигентной когорте артистов, собирающих полные залы на лучших концертных площадках как страны, так и мира.

– Поразило то, что много детей. Это действительно отличает данный фестиваль от других, – говорит Валерий. – Вырастут ли из них настоящие барды, неизвестно. Кто-то пойдет по этой дорожке, кто-то забудет.

Дуэт братьев образовался в 1989 году. Когда-то они уверенно бросили свои профессии – экономиста и связиста, переехали в Москву и начали заниматься песней основательно, профессионально. Гастроли по России, городам ближнего и дальнего зарубежья. Возможно, поэтому со знанием и с толком говорят: «Чтобы стать бардом, нужно жизнь прожить», ведь самим давно перевалило за 50.

– Слово – главное составляющее в песне. Его чувствовать надо. Музыкальная канва не должна забивать смысл. Мы всегда стояли за это, – говорит Валерий.

И как бы многозначительно добавляет строки из своих стихов: «Не вернуть того, что было, и того, что не сбылось…».

По ощущениям артистов, наши любители авторской песни ничем не отличаются от своих собратьев из других стран. Люди – они везде одинаковые. Единственное, что в Казахстане есть барды, которые могут петь на казахском языке. Как, например, барды в Германии поют на немецком. Но это же здорово!

Игра объединяет

Российский музыкант, аранжировщик и композитор Евгений Быков, известный своими работами в жанре русского шансона, на фестивале «Астана» уже во второй раз.

– Что мне нравится в организации нынешнего фестиваля – это то, что нет конкурсов. Ежегодный конкурс свою значимость, может быть, утратил, потому что все друг друга знают и ясно, кто на что способен. Не могут каждый год появляться новые имена. Как правило, лауреатами на конкурсах становятся одни и те же. Конкурс не способствует объединению. А вот такая демократичная игра – понятней и интересней, – считает он.

В том, что основной контингент таких фестивалей составляют мужчины за сорок, Евгений Быков ошибки не видит.

– Все-таки веришь человеку, который что-то пережил. Андрей Козловский был сварщиком, строил газопроводы, Мищуки начинали со специальностей, не имеющих отношения ни к музыке, ни к песне. Я прошел славный боевой путь от сторожа и кочегара до заместителя заведующего отделом культуры в своей области. Потом перебрался в Москву, – рассказывает артист.

Движение по синусоиде

Лидия Чебоксарова сама является организатором фестиваля «Платформа» под Самарой и знает все сложности, преследующие таких инициаторов. Говорит, что в этом плане никаких претензий быть не может.

– Посмотрите, какие большие артисты приехали! Я вчера сидела в зале и слушала своих товарищей с большим удовольствием. Такая природа замечательная и город… Мы ведь специально приехали в Астану на день раньше с целью посмотреть город. Конечно, мы в полном восторге. Гуляли днем и вечером, когда все светится и сверкает. Поэтому настроение у нас самое радужное и счастливое, – делится с нами Лидия.

Авторские песни Лидия исполняет с 1986 года. Выступает в трио «Брют» совместно с Евгением Быковым и Дмитрием Земским, в дуэте с Дмитрием Богдановым, а также с сольными концертными программами. Говорит, что авторская песня, как любое явление, постоянно переживает и кризисы, и подъемы.

– Не бывает ее ровное бытование, она всегда движется по синусоиде. Пик бардовской песни пришелся на 1998 году. Тогда интерес к ней сильно возрос, а затем начал падать. Сейчас выросло поколение новых интересных авторов, в числе которых Леша Вдовин, Рома Филипов, Оля Чикина, Гриша Донской. Очень мощная плеяда, которая вместе с собой привела новую молодую публику. Это говорит о том, что мы будем переживать новый подъем интереса к авторской песне, потому что есть материал и есть зрители, которые хотят слушать, – считает Лидия.

Кстати, о зрителе. По словам Лидии, аудитория любителей авторской песни постоянно меняется.

– Когда я начинала заниматься бардовской песней в школьные годы и ездила на всякие слеты, обратила внимание на то, что в основном публика состояла из людей с высшим образованием, среди которых технари, гуманитарии, учителя, врачи. В 90-ые годы уровень общей культуры упал. Слеты бардовской песни стали заполняться людьми-работягами. Видимо, авторская песня, которая изначально создавалась для интеллигенции, стала понятна и доступна рабочим массам. Новая интеллигенция, которая выросла сейчас, уже мало интересуется туристской песней. Им эти ценности уже не интересны. Они знают имена, песни, классику, с уважением к ней относятся, но не любят ее всей душой. Появляются новые авторы, темы, философия. Другая база совсем. И люди с широким кругозором тяготеют к новой волне. Она более сложная, тематически запутанная, музыкально богатая. Она развивается, и публика развивается вместе с ней, – говорит Лидия.

Творческий дуэт

Музыканты Марина Багинская и Юрий Насыбуллин познакомились в 1987 году. Марина тогда училась на третьем курсе музыкального училища по специальности «дирижер-хоровик», а Юрий уже занимался авторской песней, был дипломантом Всесоюзного конкурса бардовской песни в Саратове, лауреатом фестиваля под Ленинградом. Начали петь в дуэте, стало получаться. Так сложился дуэт певческий, а затем и семейный. В 1989 году пара ездила на Грушинский фестиваль, где стала лауреатами, а также получила премию журнала «Музыкальная жизнь» за пропаганду классической музыки с одной из песен – «Посвящение Никколо Паганини». В Астану из Санкт-Петербурга дуэт переехал в 2010 году. От фестиваля всегда предвкушают приятные и радостные встречи с друзьями, надеются увидеть и услышать что-то новое.

Свою двенадцатилетнюю дочь Татьяну родители также хотят привлекать к сцене. Еще восьмилетней девочкой Танюша выступила на фестивале в Республике Карелия, спев несколько детских песен, сочиненных ее папой. Тогда стало понятно, что у девочки есть музыкальные способности. Сейчас Таня занимается музыкой: под папиным руководством учится играть на гитаре, под маминым – работает над вокалом.

– Возможно, через два года она сможет выступать. Очень важен опыт концертных выступлений, умение выстроить программу, быть раскрепощенным и не зажатым. Фестиваль позволяет выступать тем, кто не занимается профессионально на сцене, – говорит Марина.

Детские «зажигалки»

Замечательная детская площадка образовалась на фестивале «Астана». Здесь дети под руководством столичного клуба авторской песни устроили свой концерт. Атмосфера общего веселья, легкого настроения не позволяла покинуть это место.

– Мне кажется, дети сочиняют легче, охотней и естественней, чем взрослые. Взрослые контролируют себя, стараются сделать лучше. А детское творчество всегда такое наивное, живое и непосредственное. Другое дело, они не оформляют их во что-то готовое. Но если родители вовремя увидят эти способности и начнут их развивать, вполне возможно, что из ребенка вырастет вполне себе техничный автор, – считает Лидия Чебоксарова.

Автор: Дана Ермухан

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.