Журналисты и политологи из стран Центральной Азии и России, ставшие участниками международной молодежной школы журналистики «Медиация», организованной на базе ИАЦ МГУ в формате открытого диалога обсуждали перспективы интеграционных проектов Евразии и обучались новым технологиям написания текста.
На мастер-классе «Контент как стратегия» академический руководитель магистерской программы «Журналистика данных» Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» Тина БЕРЕЖНАЯ рассказала об актуальных тенденциях, помогающих при сборе и анализе информации. По словам эксперта, данные, представляющие собой отчеты из открытых источников, позволяют рассказать читателям интересную историю с помощью больших массивов фактов и цифр. Сегодня они стали настолько серьезным источником информации для журналиста, что игнорировать этот постоянно растущий тренд просто невозможно и непрофессионально. Новое направление в системе массовых коммуникаций, основанное на сборе, анализе и обработке данных для создания медиаматериалов называется журналистикой данных (data-journalism). Владея некоторыми профессиональными методами и приемами, журналист может превратить их в привлекательный визуальный медиапродукт с интерактивными картами, графиками и персонифицированными элементами. По словам эксперта, начинающие журналисты не всегда понимают, каким образом предоставить данные, чтобы они легко, разумно и гармонично в контексте сочетались. Другая беда, состоит в том, что молодые неопытные работники СМИ не всегда связывают данные с повседневной жизнью. Тина Бережная считает, что в таких вопросах большую роль играет редакционная политика.
— В редакциях над data- материалами обычно работают несколько специалистов. Коллеги могут совершенно по-разному увидеть структуру одного материала. У каждого из них будет разный взгляд на публикации в жанре сторителлинг. В такой сложной коллективной работе, где с текстом сплетаются мультимедийные средства, информация обязательно перепроверяется с помощью анализа данных и результатов. Так в одной публикации могут сходиться разные виды данных о географии, политике, здравоохранении. Очевидно, что это не те публикации, которые делают за несколько дней, а серьезная, кропотливая, большая работа,- говорит собеседница.
Тем не менее, перед тем как опубликовать данные, главное помнить о том, что их надо отсортировать и разобрать ключевые важные сведения. Если информация не имеет серьезной релевантности для истории, то можно ее опустить или позже упомянуть в тексте.
-Если журналист не отберет данные, то за него этого никто не сделает. Как правило, информация, которую публикуют государственные органы бывает сложна для восприятия. При работе с ней надо понимать, какие вещи могут за ними скрываться и научиться смотреть не только на результат анализа, но и за тем, что стоит за сбором данных по пути от ведомства к читательской аудитории, — сказала собеседница.