КультураНовости

О чем расскажут муралы?

В столице становится популярным новый вид уличного искусства – муралы. Второй год подряд в рамках фестиваля Street art профессиональные художники украшают городские здания необычными фресками. На днях новая картина появилась на здании Казахского государственного юридического университета, с ее  автором побеседовали журналисты газеты «Вечерняя Астана».

130 баллончиков для шедевра
Ержан ТАНАЕВ уже более десяти лет работает вместе со своим другом художником Али ЗАКИРОВЫМ. В творческом тандеме они создали, а затем перенесли на фасад здания несколько фресок. В прошлом году отборочный тур фестиваля уличного искусства прошла яркая работа Али, которую можно увидеть в районе ТЦ «Евразия» на пересечении улиц Кюйши Дина и К. Сатпаева. В этом году по душе экспертам пришлась работа Ержана, к слову, пока единственная на левобережье города. Как отметили в акимате района «Есиль», к сожалению, кроме здания Казахского государственного юридического университета, здесь пока подходящего фасада больше не нашлось.

Действительно, по словам художников, не каждое здание пригодно для фрески, иначе изображение не будет смотреться красиво и гармонично. К выбору «полотна» для своей работы художники-граффити относятся серьезно. Если здание старое и на стене осыпается штукатурка, то перед нанесением рисунка требуется его реконструкция.

— Бывают неудобными поверхности, где трудно изобразить что-то конкретное, нужно подгонять рисунок под каждое отдельное здание. Если старый дом, то сразу предупреждаем, что рисунок держаться не будет, нужно отреставрировать фасад, — подчеркнул Ержан Танаев.

На воплощение последней работы ушло четыре дня и 130 баллончиков с краской. Причем расходные материалы для этого выбираются самые качественные. Специальная краска в баллончиках способна выдерживать любые погодные условия и держится до пяти лет.

 

— Сначала с помощью проектора на стене проектируется рисунок и обводится по контуру, затем три последующих дня под палящим солнцем и ветром ра­зукрашивается изображение и корректируются детали, — делится секретами мастерства автор работы. — Сложность заключалась в том, что в первый день, а вернее ночь, было очень много комаров. Было сложно стоять на месте, приходилось все время от них отмахиваться. Затем наступили самые жаркие дни — работа у нас под открытым небом. Загар получили сильный, но результатом остались довольны.

Знакомые силуэты на современный лад
Необходимо отметить, что идеей фестиваля Street art стало возрождение и развитие народных традиций Казахстана и уважение к обычаям Великой степи. Из огромного количества вариантов организаторы постарались выбрать те, которые наиболее ярко передают дух казахского народа. Как рассказал автор графической работы Ержан Танаев, расписанная композиция на здании КазГЮУ — это дань уважения великим художникам, легендам казахской школы живописи Айше ГАЛИМБАЕВОЙ, Салихитдину АЙТБАЕВУ и Гульфайруз ИСМАИЛОВОЙ. В своей работе Ержан объединил три известные работы авторов. При построении структуры фрески было создано собственное цветовое и графическое решение, но при этом остались узнаваемыми силуэты и колористическая динамика картин.

— Это не точная копия шедевров, а своеобразный творческий микс из известных работ. Они передают казахский дух, быт нашего народа. В своем произведении хотелось соприкоснуться с искусством наших предков и передать его зрителям на современном языке. Например, в картине Салихитдина Айтбаева «Счастье» изображены простые вещи: на переднем плане — семья, позади — долина, на которой резвятся лошади. Глядя на работу, понимаешь, что счастье состоит из обычных вещей и гармонии с самим собой. На двух других картинах изображены танцующая Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА и поющие под аккомпанемент домбры девушки в национальных костюмах. Думаю, эти работы являются знаковыми для казахстанского искусства, и потому выбор пал именно на них, — отметил Ержан Танаев.

Образы великих в городском пейзаже
По информации Управления культуры и спорта, в рамках фестиваля Street art графические изображения — муралы — нанесены на пяти зданиях. Так, в преддверии празднования 175-летия философа, писателя, гуманиста и поэта Абая Кунанбаева молодые художники расписали одно из зданий, расположенное на одно­именном проспекте. Таким способом авторы работы смогли передать напутствия великого Абая, которые и сегодня восхищают актуальностью и глубиной значения каждого слова.

Профессио­нальная команда художников-монументалистов подготовила свои эскизы для росписи трансформаторной подстанции в микрорайоне «Самал». Центральными элементами композиции выступают священное для казахской культуры дерево Байтерек, образ матери народа Отан-ана, колыбель бесiк. Основная идея — передать значение семейных ценностей в казахской культуре и связи поколений.

— Сакральный смысл традиционных национальных орнаментов выполнен в современной подаче и перекликается со сценой из сегодняшней жизни. Необходимо отметить факт бережного отношения авторов к народным традициям, как использование технологических и композиционных приемов вида народного прикладного искусства құрақ көрпе, — отмечают в пресс-службе ведомства. — Роспись, посвященная народному композитору Курмангазы САГЫРБАЙ­УЛЫ, — еще одна работа, которая не может не обратить на себя внимание. Идея работы — передать эмоциональный образ, родившийся из красочных форм и берущий свое начало в накале музыкальной мощи легендарных произведений великого кюйши.

Одним из последних уличных творений стал мурал художника Асхата Ахмедьярова «Жить с деревом». По словам автора работы, в своем проекте он предлагает пересмотреть эстетику быта в пользу максимального присутствия природы в нашей жизни. Таким образом он «посадил» одно общее тропическое дерево на все этажи жилого здания, расположенного по улице Бейбітшілік.

Если обратиться к истории, то такие направления, как уличное искусство Street art и Graffiti, начинаются еще в древнем мире. Те же наскальные рисунки урочища Тамгалы тоже можно отнести к злободневным направлениям. Однако в современном виде такой жанр уличной живописи, как граффити, появился в Америке еще во второй половине XX века. Ирония историй героев Street art в том, что мало кто знает их настоящие имена. Они не подписывают свои произведения, как живописцы в углу холста, они придумывают новый образ самого себя и делают обыденные городские пейзажи выставочными пространствами.

К счастью, виды уличного искусства перестали считаться проявлением вандализма, стали объектами пристального изучения искусствоведов, приметами интеллектуального уровня развития городской культуры.

Фото предоставлены героями материала

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть