КультураНовости

Огни большого города

«Ты самая красивая, ты самая счастливая, ты самая прекрасная, ты самая любимая» — какая столица устоит перед такими признаниями! Толеген МУХАМЕДЖАНОВ посвятил эту песню Астане. И она ответила взаимностью — молодая столица подарила известному казахстанскому композитору, пожалуй, самую яркую страницу в судьбе.

Сменил фрак на пиджак

В 1998 году, ровно двадцать лет назад, Толеген Мухамеджанов, к тому времени популярный маэстро, автор симфонических, оперных, камерных сочинений, романсов, музыки к любимым кинофильмам, наконец, руководитель легендарного ГАТОБ им. Абая, получил неожиданное предложение от Президента страны Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА. И согласился переехать в Астану, сменив творческую деятельность на чиновничье кресло и став заместителем акима новой столицы.
«Вы с легкостью согласились?» — задаю я вопрос, который ему потом наверняка сотни раз задавали близкие, друзья, коллеги, журналисты. И Толеген-ага, заметно волнуясь, в очередной раз возвращается в те незабываемые дни.

— Для меня это было не прос-то неожиданным, — признается Толеген Мухамеджанович, — я испытал шок. Во-первых, понимал, что не смогу отказать, и опасался, что не справлюсь. С этим волнением прилетел в Акмолу 7 января, буранной ночью, было темно, очень холодно, на первый взгляд негостеприимно. Идти, честно говоря, было некуда, я же не знал никого.

Хорошо, со мной был мой друг Имангали Нургалиевич ТАСМАГАМБЕТОВ. Он говорит: «А что ты испугался? Поедешь ко мне жить». И мы вместе прожили полгода в общежитии: он, я и Кайрат МАМИ.
Первый рабочий день

— Наутро я познакомился с акимом города Адильбеком Рыскельдиновичем ДЖАКСЫБЕКОВЫМ. Он мне сказал: «Пишите заявление и приступайте к работе». Только сел писать заявление, мне говорят: «К вам пришли на прием». Даже кабинета еще нет, сидеть негде, а у тебя уже первый прием и деваться некуда, — вспоминает с улыбкой Толеген-ага. — Вошли три женщины, среди них Айман МУСАХОДЖАЕВА.
Айман пришла с идеей, которую поддержал Президент страны, о создании Академии музыки. Так началась работа: первое колоссальное поручение Главы государства, акима столицы — оказать содействие ректору будущего уникального вуза, Казахского национального университета искусств.

Роль: заместитель акима

— Первые месяцы я задерживался на работе допоздна, — продолжает собеседник. — Когда приезжал домой, меня ждал замечательный советник: Имангали Нургалиевич в то время работал на должности заместителя руководителя Администрации Президента. С его знаниями и опытом работы это была огромная поддержка.
Я вообще благодарен людям, которые тогда окружали меня. Конечно, благодарен акиму города Адильбеку Джаксыбекову. Позже неоднократно ему признавался: «Если бы у меня не было такого акима, как вы, вряд ли я, наверное, выдержал бы эту нагрузку». Он меня во всем поддерживал.
Я ведь курировал всю социальную сферу: образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, оформление города, пенсионеры, оралманы — вся работа с людьми была закреплена за должностью заместителя акима.

Международная презентация

Самым ответственным и почетным поручением, признается Толеген Мухамеджанович, стала подготовка международной презентации новой столицы.

— На первом совещании в Администрации Президента в планах было пригласить для постановки шоу известного голливудского режиссера Анд-рона Михалкова-Кончаловского, — вспоминает Толеген-ага. — Но я настаивал, что мы сами должны провести презентацию нашей столицы. Поэтому на меня и легла ответственность. Не забуду, как за первый вариант сценария на госкомиссии получил «двойку» и в шоковом состоянии пришел на работу. Позвонил своему замечательному другу, поэту, кинорежиссеру, сценаристу Бахыту КАИРБЕКОВУ: «Все бросай, приезжай».

Через неделю он принес текст нового сценария, первые слова которого врезались в память: «Отныне и на века сердце страны — Астана». С этим сценарием я пошел к госсекретарю Абишу КЕКИЛБАЕВУ. На этот раз сценарий перед госкомиссией сдали на «5».
За месяц до назначенного дня Президент собрал нас в узком кругу и уже сам с карандашом в руках правил каждое мероприятие, практически своими руками утверждал программу.

Первое утро столицы

В день международной презентации Астана предстала перед мировым сообществом во всей своей красе: зрелищное шоу, карнавальное шествие, ярмарки, конные состязания, 70 сценических и спортивных площадок подарили столице все регионы страны, преобразилась любимая набережная, на гала-концерте у акимата выступали мировые звезды, в прямой трансляции прозвучало поздравление из космоса казахского космонавта Талгата МУСАБАЕВА

Презентация длилась всю ночь, так город встретил первое утро столицы.
— В тот вечер прогнозировали проливной дождь. Он начал накрапывать, но прекратился. Сама погода была на нашей стороне. Это было какое-то чудо, — вспоминает Толеген Мухамеджанович и улыбается, — в первые месяцы особенно алматинские журналисты упорно писали «южная» и «северная столица», не сдавались. На мой взгляд, наш Президент настолько здорово все предчувствовал уже тогда. Глава государства как-то возвратился из одной из поездок в начале мая с идеей: «Давайте город называть Астана. И точка, бітті». Вначале это показалось неожиданным, а сегодня понимаешь, что это переименование было гениальным.

«Астана Опера»

— Толеген Мухамеджанович, не менее яркой страницей в судьбе стало ваше назначение руководителем уникального театра «Астана Опера». Это тоже для вас было неожиданным? — не могла не спросить я.

— К тому времени я был сенатором. Хорошо помню этот день — 31 октября 2013 года. Меня пригласили в театр в качестве консультанта. Нурсултан Абишевич вышел из машины, я поздоровался, походили по строящемуся объекту, вышли, Президент говорит: «Я назначаю тебя директором театра». Что я мог сказать? Это было колоссальное доверие, — делится Толеген-ага.

— 31 декабря стал директором театра, — продолжает он. — И снова все повторилось, не было ничего, никого, ни секретаря, ни кабинета, я один и строящийся театр. Буквально через десять дней нашел телефон координатора художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия ГЕРГИЕВА.

Звоню Гергиеву: «Валерий Абисалович, я директор театра «Астана Опера». У меня есть идея провести в октябре следующего года мировую премьеру. «Да это замечательная идея, давайте поставим оперу Верди «Аттила»… Это же степь, гунны, это как раз оттуда», — ответил он. И мы с ним договорились. Еще нет труппы, а мы уже договорились о мировой премьере театра, — смеется Толеген Мухамеджанович.

Гергиев увидел и ахнул

— Одновременно шло строительство, — продолжает он. — Пользуясь приглашениями, я съездил в Ла Скала, Сан-Карло в Неаполе, Римский театр, Венецианский Ла Феничче, оперу Бастилия в Париже, Метрополитен-оперу, Королевский театр Ковент Гарден… Поскольку шло строительство, можно было еще внести коррективы, и надо отдать должное компании «Мабитекс», которая строила театр, они шли нам навстречу.
Я всегда говорю: если взять десять параметров — качество строительства, зрительный зал, акустику, гримерные, репетиционные и т.д., «Астана Опера» — это лучший театр в мире. И это не потому, что во мне кричит мой ура-патриотизм.

Через год на назначенную премьеру «Аттилы» к 21 октября приехал Валерий Гергиев. Хорошо помню первую репетицию: он продирижировал, ни разу не остановив ни хор, ни оркестр, ни солистов, послушал весь спектакль и первое, что сказал: «Толеген, я приглашаю вас с этим спектаклем на гастроли в новый Мариинский театр». Это был успех.

Когда признанный мэтр обходил театр, наш репетиционный зал — копию сцены со всем световым оборудованием, ахнул: «Боже, этого нет ни в одном театре мира». А зрительный зал… Такое великолепие есть ну в одном, двух театрах, — довольно улыбается Толеген-ага.

Как Манхэттен или Лас-Вегас?

Позже, встречая многочисленные делегации гостей и звездные труппы мировых теат-ров, Толеген Мухамеджанов неизменно слышал восторженные возгласы о театре, о столице.

— Недавно одна девочка в Инстаграмме выложила ночное фото Астаны с репликой «Ночью наш город напоминает Манхэттен», — вдруг снова оживляется Толеген-ага. — А вы знаете, какой красивый и потрясающий Манхэттен ночью… Когда город вызывает такое восхищение и такое сравнение — это нечто.

— Подобное сравнение я впервые услышал от пианиста Дениса МАЦУЕВА: «Астана вызывает изумление еще в воздухе. Когда видишь светящийся город, ощущение, что прилетели в Лас-Вегас», — продолжает Толеген Мухамеджанович. — Первое впечатление всех, кто впервые приезжает в наш город, — удивление. Не так много городов, которые построены в степи. Его видно далеко, за 30-40 километров. Он прекрасен и днем и ночью.

Мечта Президента

— На левом берегу, когда мы только начинали работать, ничего не было, кроме дач и камышей. А теперь какой город-красавец, — продолжает Толеген-ага. — На мой взгляд, идея с переносом столицы — это подвиг, который совершил Глава государства. Президент рисковал многим. Да что скрывать, и я был в душе против переноса, когда первый раз услышал такую идею, во мне все перевернулось: как моя мечта, мой город Алматы вдруг перестанет быть столицей, представляете? И Президент взял на себя всю ответственность, колоссальный риск. Мог этого не делать, но сделал это. Это был поступок. Сегодня мечта одного человека стала мечтой многих. Люди мечтают жить здесь, чтобы дети их учились здесь, здесь жили. Кто не живет в Астане, просто мечтают приехать посмотреть, полюбоваться столицей.

Родной город в степи

— И в моей жизни все изменилось, — констатирует маэстро. — Астана стала для нашей семьи судьбой. Супруга (оперная прима Нуржамал УСЕНБАЕВА. — Ред.) долго жила на два города, я не мог ее оторвать от родного оперного театра в Алматы. Буквально два года назад, 4 июня она провела бенефис и ушла из театра, и теперь она все время со мной. Мои сын и дочь живут здесь. Четыре внучки вообще коренные астанчанки.
Где бы я ни бывал, когда прилетаю и спускаюсь с трапа самолета, Астана лежит как на ладони, это нюансы и достоинства города в степи. Ощущение, что ты вернулся к себе, как бы ни было хорошо там. Я уже прикипел. Все здесь.

Шолпан АКБАЛАЕВА

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть