НовостиОбщество

Осенний базар

Местной садово-огородной продукции в Астане становится все меньше, а спрос на нее — все больше, и значит, цены увеличиваются. При этом в сегменте дачной продукции также работают законы рынка, не чужд мерчендайзинг, а вот маркетинг пока хромает.

Дачников называют пережитком советского прошлого, невыгодно сравнивая с заморскими фермерами. Их ругают за цены на овощи-фрукты, которые выше, чем на базарах и в магазинах, осуждают примитивные технологии выращивания. В Генеральном плане развития Астаны все садоводческие общества в перспективе будут ликвидированы и на их месте появятся очередные многоэтажки.

Между тем выращивание плодово-ягодной продукции на небольшом участке по дедовским технологиям прекрасно вписывается в очередную модную волну — крафтовое производство (ремесленные товары небольшими партиями). Стремительно нарастающий интерес к здоровым и вкусным продуктам питания как у потребителей, так и у производителей в мире уже называется крафтовой революцией. В крупных городах создаются городские фермы — огородики в подвалах или на крышах, где при помощи сложных технических устройств пытаются воспроизвести условия нашего обычного дачного участка.

Как правило, все модные европейские тенденции добираются до нашей страны с отставанием в 5-7 лет. И пока к нам докатится крафтовая революция, вероятно, большинство дач вокруг Астаны уже будет снесено, и ароматные овощи-фрукты станут редкими, а потому дорогими продуктами.

Понятно, что на государственном уровне в приоритете будут стоять вопросы массового производства пусть среднего вкуса, но транспортабельной и дешевой продукции. Однако, ориентируясь на мировые тенденции, будет большим упущением совсем отказаться от развития дачного сегмента. Тем более что при минимальных вложениях получается большой мультипликативный эффект: занятость, развитие микробизнеса по выращиванию, сервису, получение дополнительного дохода, снижение уровня бедности, особенно в социально незащищенных слоях.

Любители и профессионалы

Так кто же они, садоводы-любители, продающие свою продукцию на зеленых базарчиках Астаны? Продавцов плодово-ягодной продукции можно разделить на три группы.
Истинные дачники — те, у кого дачу еще не снесли, они продолжают выращивать овощи для семьи, продают небольшие излишки.

Дачники-добытчики, у которых на продажу идет большая часть урожая. Чаще всего это женщины предпенсионного возраста, не имеющие работы, а также пенсионеры. Причем к ним относятся садоводы-огородники из ближайших сел, у которых дети ездят на работу в Астану и подвозят заодно своих родных с зеленым товаром.

Третья категория продавцов — перекупщики, которые маскируются под дачников, перепродают овощи и зелень с оптового рынка.
Интересно, что все эти три группы влияют друг на друга. Перекупщики не дают настоящим дачникам слишком поднимать цены. А дачники, в свою очередь, работают над ассортиментом, выкладкой и сопровождением продукции — дают ценные советы по использованию овощей, пряностей, ягод.

Ценные советы

— Брокколи надо есть сырой, с минимальной термообработкой. Только легкое бланширование. Это надежная профилактика от разных болезней. А полезный ликопин — средство от старения — в помидорах, напротив, образуется при термообработке.
— Пюре из цветной капусты заменит картофельное по вкусу и полезности, а калорий в нем меньше.
— Кольраби предотвращает инфекционные заболевания и полезнее, чем яблоки.
— Топинамбур поможет снизить сахар в крови без таблеток, а кофе из топинамбура чистит кровь.
— Ешь морковку, лук и хрен — будешь как Софи Лорен. Хрен надо замораживать и натирать понемногу, потом по желанию добавлять соль, сахар, уксус и использовать как приправу.
— Корень петрушки очистит дыхание, помогает и от чесночного духа.
— Чай из листьев смородины, малины тонизирует даже на работе.
— Репа — это не просто красивый корнеплод из сказки, но и кладезь кальция.
— В дачном базилике больше эфирных масел, которые защищают от свободных радикалов.

Спрос диктует предложение

По словам огородников, мода на здоровый образ жизни побуждает их все время расширять ассортимент. В последнее время покупатели стали чаще спрашивать овощи, которые еще года три-четыре назад никто здесь не выращивал. Например, в этом году был отмечен ажио­тажный спрос на брокколи и цветную капусту. Востребованы руккола, листовые салаты, спрашивают базилик, кинзу, шпинат. Растет интерес к редьке, особенно к дайкон и зеленой.
— Недавно стали спрашивать любисток. Я очень удивилась, потому что мы его выращиваем в память о бабушке. По традиции, на Троицу срезаем и ставим дома. Им хорошо ополаскивать волосы, — рассказала дачница Валентина.
Если раньше репа была экзотикой, которую по штучке покупали показать малышам как иллюстрацию к известной сказке, то нынче репу включают в рацион здорового питания.
С удивлением отмечают дачники внимание молодых людей к дачным цветам — простым, нежным и нестандартным.
Соседство с перекупщиками, которые выдают розовые китайские помидоры за дачные, вынуждает дачников искать новые сорта. Вот и изобилуют наши прилавки томатами разных цветов и форм: желтыми, черными, оранжевыми, малиновыми; как лампочка, как перчики, как лимончики, как арбузики.
— Вот что заметили: у помидоров сор­та называются очень пышно — «Черный принц», «Король Сибири», «Лорд», «Фараон», «Шапка Мономаха». А вот сорта огурцов почему-то больше из военной тематики — «Настоящий полковник», «Багратион», «Богатырская сила», «Сын полка». Сейчас трудно с сортом угадать, не получаешь обещанного. Погодные условия тоже разные. Поэтому приходится сеять больше, чем надо. Вот и получается, что год на год не приходится, овощей то много, то мало, — заметила дачница Ольга.

Локация с маркетингом

Конечно, ценовая политика складывается из многих факторов. Очень важно расположение мест торговли. Более выгодными считаются базарчики у ТЦ «Евразия» (увы, на днях там случился пожар), на пересечении пр. Жеңіс и ул. С. Сейфуллина. А вот возле «Колоса» после установки ограждения между проезжей частью и тротуаром снизилась проходимость, что сказалось на ценах. Пониже цены бывают на ярмарках выходного дня, на «Шапагате».

Но в целом маркетинг дачникам дается не просто, соблазн продать по максимально возможной цене велик. И вместо того, чтобы гибко подходить к каждому покупателю, иногда снижать цены, огородники изо всех сил удерживают один уровень, а те, кто идет навстречу покупателю, подвергаются различным мерам воздействия, вплоть до выживания с прилавка.

При этом тронул факт солидарности. Обеспеченные удобными местами продавцы просили передать в акимат просьбу об увеличении количества прилавков, поскольку большая часть дачников вынуждена торговать с асфальта. Между тем порой дачные прилавки заняты не только овощами, но и галантерейными товарами.

Интересно, что на левом берегу в хайтековских джунглях нет места для реализации дачной продукции. Этот вопрос волнует не только огородников, торгующих в старой части города, но и жителей новостроек. По признанию дачниц, у некоторых из них есть постоянные покупатели с левого берега, которым они по заказу привозят свежую зелень. Но в целом районы «Алматы» и «Есиль» лишены мест, где дачники ежедневно продавали бы свежие овощи-фрукты со своих участков.

Самый важный вопрос

Знать, как отличить завозную массовую продукцию от дачной, так же важно, как уметь выбирать мясо. Приобретенные на оптовом рынке овощи, которые выдаются за местные, чаще всего одинаковые по цвету, размеру. Дачные плоды будут разные по форме, степени зрелости, иногда с трещинами и другими дефектами, но ароматные. Ягоды дачные могут быть немного кислее, но душистее привозных. Кроме того, надо обращать внимание на сезонность. В сентябре на астанинских участках клубника и малина если и имеются, то совсем в мизерных количествах. В целом же, у продавца садово-огородной продукции объемы небольшие, товар представлен по принципу «всего понемногу», рабочий график гибкий. Если есть возможность проходить мимо зеленых базарчиков каждый день, стоит обратить внимание на продавцов и их товар. Сами дачники не будут торговать с утра до вечера ежедневно, да и продукция будет разной, хотя вполне вероятно, что в некоторых семьях есть разделение труда: одни на грядках, другие за прилавком. Но самое лучшее, конечно, стать постоянным покупателем. Бывает, люди так подружатся, что в гости потом друг к другу ходят. А начиналась такая дружба с покупки килограмма дачных огурцов.

Ольга ФЛИНК
Фото Василия КРАСЬ

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть