Экономика

Отсечь все лишнее

Когда чиновники работают без блеска в глазах, нежелание брать на себя ответственность оборачивается лесом индикаторов, согласований, скорость функционирования системы замедляется. Как отбросить балласт, ускорить темпы социально-экономического развития страны, обсуждали известные казахстанские эксперты на Форуме стратегических инициатив, прошедшем в Астане.

В любой стране власть зиждется на планировании, контроле. Но конструкция и взаимодействие на уровне принятия важных решений, которые касаются жизни граждан, — разные. Есть более эффективные модели управления, есть менее. В Казахстане делается многое для того, чтобы попасть в 30 развитых стран мира: проводятся различные форумы, приглашаются эксперты. В этом году особенно часто стал возникать вопрос эффективности государственного планирования, проходит реформирование органов власти.

Скорость принятия решений, сбалансированность сегодня становятся основными факторами успешности любой системы управления, в том числе и государственной. Но чтобы этого достичь, необходимо освободиться от ненужных наслоений в структуре.

Тяжеловесная система
В Казахстане решение всех вопросов связано с той или иной программой, ведь под них выделяются деньги. Это и государственные, и отраслевые, и региональные программы развития. Есть также «Дорожные карты», стратегические планы, планы госорганов. Кроме того, Президент страны ежегодно обращается с Посланием, в рамках которого объявляются инициативы и выделяются средства на их реализацию.
— В обществе возникает вопрос: насколько эффективно используются средства? Почему многие программы не исполняются и цели их не достигаются? Одной из причин является громоздкость и сложность системы стратегического и бюджетного планирования. Ключевая проблема заключается в том, что система принятия решений в госорганах чересчур централизована, — считает директор Центра стратегических инициатив (CSI) Бахытжан САРКЕЕВ.
При этом каждая программа содержит десятки индикаторов и показателей, по которым после анализируется достижение целей. Например, программа развития территорий имеет около 80 показателей. Все госпрограммы в целом насчитывают 3200 индикаторов, 5300 — общее количество страниц. В то время как за рубежом каждый госорган имеет всего семь-восемь ключевых индикаторов.
Выделение денег — бюджетный процесс также слишком громоздкий. По данным Бахытжана Саркеева, каждая бюджетная заявка содержит 62 документа — почти 1500 страниц, проходит 64 этапа рассмотрений, 35 подписей. От возникновения идеи до ее утверждения в республиканском бюджете проходит в среднем 485 дней. Но это недопустимо медленно для полноценного развития страны. Вместе с тем простое решение не всегда является эффективным. Поэтому надо найти баланс между стройностью системы и ее функциональностью.
Бизнес пытается подстроиться под эту тяжеловесную конструкцию, что чаще выражается в серых схемах, наращивании коррупционной составляющей. Глава центра исследований «Сандж» Жанар ЖАНДОСОВА отметила:
— Количество предпринимателей, которым коррупция помогает, кто вовлечен в эти системы, стратегические планы, бюджетные программы, растет. Это аутсорсинг, который уже встроился и легитимизировался.
При этом она отметила, что, несмотря на это, 75% казахстанцев не хотят становиться предпринимателями. Буквально как в песне, «пока не кончится нефть». Поэтому надо срочно менять эти экономические шаблоны.

Скорость решает все
— Сейчас компактность, мобильность принятия решений в любой системе управления становится ключевым преимуществом. Скорости стали слишком большими, мы стали слишком медленными. Этот императив начинает давить на любую систему управления, — сказал начальник образовательных проектов компании BTS Digital Саясат НУРБЕК. По его словам, такое выделение денег спустя полгода после решения и объясняет их неэффективное использование, когда асфальт кладется под снег и дождь.
Вместе с тем долгосрочное планирование, на которое отвлекаются большие ресурсы, становится все менее эффективным. Ведь коррективы вносятся несколько раз в год, поскольку изменения в мировой экономике происходят слишком быстро, а мы от них напрямую зависим.
Все больше стран отказываются от долгосрочного планирования. Передовые бизнес-структуры переходят на краткосрочное планирование, что дает возможность при ошибочной стратегии свернуть планы и приступить к другому варианту развития.

Ольга ФЛИНК

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Смотрите также

Закрыть
Закрыть