НовостиОбщество

Педсовет: встреча без галстуков

В первые дни февраля министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ в неформальной обстановке провел встречу с директорами столичных школ, колледжей и заведующими детских садов, чтобы обсудить результаты происходящих в сфере образования перемен. Разговор получился откровенным.

Слабые места

Почти сразу на встрече затронули волнующую тему — качество школьных знаний. Результаты не особо радуют. Дело в том, что последние итоги авторитетного международного рейтинга PISA не на шутку всполошили социальные сети.

Но здесь надо правильно понимать, о чем идет речь. В мире существуют два авторитетных международных рейтинга — TIMSS и PISA. Первый проводится для оценки качества математического и естественно-научного образования и предполагает знания заученных формул и ответов на вопросы «Что, где, когда?», то есть при сдаче этого теста требуются хорошая память и заложенная в нее теория. Второй рейтинг предусматривает подойти к проблеме аналитически и ответить на вопросы «Зачем, почему, как?», чтобы добиться высокой оценки, здесь необходимо критическое мышление.

Так вот, еще три года назад на основе исследований TIMSS казахстанские школьники попали в заголовки зарубежных СМИ, набрав больше баллов, чем их сверстники из таких развитых стран, как США, Австралия, Германия, Англия. А вот в PISA заняли 53 место. И, по сути, в этом рейтинге мы, мягко говоря, значительно уступаем.

Анализ знаний столичных школьников по результатам PISA за 2015-2018 годы показал, что идет отрицательная динамика. Что касается предметов, идет снижение по языкам, математике, чтению, естествознанию.

По мнению министра, на фоне страны столица показывает неплохие результаты: «Несмотря на то что у вас непростые условия: трехсменка, дефицит мест, дефицит кадров. Тем не менее, мы не должны останавливаться».

Сильны в математике

Любопытные данные прозвучали в кратком резюме руководителя республиканского научно-практического центра «Дарын»:

— Традиционно город Нур-Султан на республиканских школьных олимпиадах — это сильная команда, здесь из года в год растет охват учащихся. Астанчане сильны в математике, по биологии хорошие результаты. Но вот по математике первые в стране, состав победителей очень высокий — около 90 процентов. Недавно озвучена такая статистика: БИЛ для одаренных юношей (Білім инновация лицейі) назвали самой лучшей математической школой этого года по стране, в прошлые годы это была РФМШ.

Вместе с тем и у сильной сборной есть слабые места: средние показатели по информатике, физике и географии.

— Также хотелось бы отметить, что положение последние 5-6 лет не меняется, на республиканскую олимпиаду по общеобразовательным предметам выходят в основном представители специализированных школ — БИЛ, «Зерде», «Нурорда», — отметил спикер. — Хотелось бы подтянуть качество общеобразовательных школ, директорам предлагаю подключиться, посоветуем, как поднимать олимпийское движение в ваших школах.

Платные олимпиады

На встрече министр Асхат Аймагамбетов затронул тему платных олимпиад, которые особенно популярны в начальной школе.
— Я категорически против дистанционных олимпиад, — сказал министр. — Дают задание, с этим заданием ребенок идет домой, с родителями решает, и потом все 35 учащихся получают первые места. Понятно, что это просто коммерческие проекты. Грамоты в этом проекте, вы же понимаете, — это бумажка. Поэтому по платным олимпиадам надо навести порядок, и надо начать с города Нур-Султана.

Воспитательный момент

— Раз уж мы начали говорить о платных непонятных коммерческих проектах, — продолжил министр, — есть и платные мероприятия, где стараются заработать на учителях. Платные курсы — это одно, а платные проекты — это уже совсем другое.

— Воспитательные event-агентства — мы об этом тоже говорили. Воспитательные мероприятия должны проводиться самими школьниками. Мы как отраслевое министерство и комитет по обеспечению качества в образовании и науке будем жестко пресекать такую деятельность, и в документах это есть, — отметил министр. — Потому что если в школе мы проводим, например, Наурыз, его должны проводить сами дети. Когда собираются деньги, приглашаются агентства, дети сидят — где здесь воспитательная часть. Новый год — то же самое: собираются деньги, всех куда-то повезли… Ну да, так легче на всем готовом. Я не говорю, что этого вообще делать нельзя. Но во время школьных мероприятий дети должны петь, танцевать, рисовать, играть роли, должны быть вовлечены.

Привлечение в школу различных агентств — министерство не поддерживает и будет с этим бороться. Хочу, чтобы все понимали, насколько эта позиция нами не поддерживается.

Неактивный «Күнделік»

Глава ведомства прокомментировал и проблемы подключения школ к Интернету:

— В Нур-Султане в принципе везде есть возможность, чтобы в каждой школе был Интернет. Но, насколько я владею информацией, это далеко не так. Подключают дешевый тарифный план, до ребенка Интернет толком не доходит, давайте еще раз проанализируем этот процесс.

Министр отдельно остановился на системе «Күнделік»:

— Нур-Султан — один из самых неактивных регионов, использующих систему электронных дневников. Ну, здесь-то у вас есть все возможности по сравнению с другими регионами. Эта система обеспечивает прозрачность, но используется очень слабо. Надо поработать над ее совершенствованием, потому что много неудобных функций, но, тем не менее, системой надо пользоваться.

Трехсменка

— Это архиважная проблема, — отметил министр. — Директора идут на подвиги, чтобы избежать переуплотнения школ, отдают свои кабинеты, учительскую — это неправильно, если в школе нет учительской, как учителю планировать свою работу. Но по-другому никак — идет наплыв учеников. В последние годы мы наоборот скатываемся: было 5 трехсменных школ, стало 10, дефицит — 21 тысяча ученических мест.

— Частные школы — это одно, мы должны больше строить. По-хорошему в этом году должны были бы начать строить 20 школ, а так — 3 школы начнем, 2 пристройки — для того, чтобы сохранить былой статус, этого недостаточно, — считает глава ведомства. — Поэтому мы будем поднимать вопрос на уровне Правительства и Администрации Президента. Потому что в Нур-Султане этого не должно быть.

А пока такая статистика. В столице сегодня 10 школ с трехсменным обучением, 22 школы — переуплотненные, 14 требуют капитального ремонта, 23 организации образования построены еще в прошлом веке по проектам 80-х годов, имеется износ, стоит вопрос о проведении либо капитального ремонта, либо сноса.

По информации столичного ведомства образования, в этом году введут 12 школ на 10000 мест. В планах — строительство 47 школ. За счет инвестиционных проектов до 2023 года намечается построить 24 частные школы на 23000 школьных и 28000 дошкольных мест.

По душам

На встречу министр не случайно пригласил коллег по ведомству, чтобы обсудить проекты, в которых столица может повести за собой. Одно из таких новшеств — подушевое финансирование.

— Полтора года прошло с введения подушевого финансирования в сфере столичного образования. Были большие ожидания и до сих пор они есть. Деньги почти на треть больше выделены, но пока до конца все возможности подушевого финансирования не используются, то ли мы не знаем, как это использовать, или есть ограничения в методике, нормативных документах, давайте подумаем. Потому что лучше вас подушевку в стране никто не знает.

Как известно, с 2019 года на подушевое финансирование в сфере образования вслед за столицей перешли Алматы и Шымкент. С сентября 2020 года переходит вся страна.

По мнению специалистов МОН РК, первым этапом проекта надо просмотреть клас-терный подход финансирования школ, когда под одним юридическим лицом будет несколько школ. Это позволит более эффективно расходовать средства.

Асхат Аймагамбетов попросил проследить, как введение подушевого финансирования отразится на качестве преподавания и на каждом конкретном ребенке.

— Может, мы чего-то не видим и спешим. Даю вам срок до конца февраля, — подытожил глава ведомства. — За это время надо выяснить экономический эффект, что получается, что нет, и вопросы по содержанию проекта отработать с активными директорами школ.

Фото из открытых источников

Статьи по Теме

Back to top button