ИнтервьюНовостиОбщество

Перспективная профессия

Во второе воскресенье июня в Казахстане отмечается День работников легкой промышленности. В канун профессионального праздника мы поговорили о проблемах и перспективах развития отрасли с исполнительным директором Союза производителей продукции легкой промышленности Республики Казахстан Натальей КУЗНЕЦОВОЙ.

— В Нур-Султане есть предприятия, где выпускается широкий ассортимент товаров — от спецодежды до классических мужских и женских костюмов, — начала беседу Наталья Кузнецова. — Есть предприятия поменьше, что обес­печивают внутренний рынок, кроме того, много маленьких — на 10-15 человек. У нас есть крупный магазин, где продают только отечественную одежду. Там представлена продукция более чем 30 предприятий.

— Какие подотрасли развиты в Нур-Султане?
— Хорошо развита швейная подотрасль, трикотажная. Неплохо развивается обувная. Одно из предприятий по производству обуви настолько расширилось, что переехало за город — там больше места. Сейчас они налаживают линию по производству детской обуви, которая со следующего года уже появится в продаже. Текстиль же в столице нерентабелен. Его лучше производить ближе к источнику сырья. Также у нас хорошо налажено производство дизайнерской одежды. Ежегодно организуются показы, выставки-продажи местной дизайнерской одежды в торгово-развлекательных центрах.

— Можно ли назвать эту отрасль динамично растущей?
— К легкой промышленности сейчас повернулись лицом. Поэтому, учитывая растущую государственную поддержку обрабатывающего сектора промышленности, а также большую работу по улучшению бизнес-климата, наши объемы наверняка вырастут, будем активнее выходить на внешний рынок.

— Звучит оптимистично, но как обойти конкурентов из Кыргызстана, Китая?
— Всегда будут люди, которым важна цена, а с китайским ширпотребом по стоимости трудно тягаться. И казахстанская продукция не может вытеснить дешевую продукцию из Китая и Кыргызстана. Но те, кому небезразлично качество изделий, в выборе используют и этот критерий. Ткань, из которой шьется отечественная одежда, содержит высокий процент натурального волокна и имеет современный дизайн. отметим, что кыргызская продукция из хорошей ткани стоит гораздо дороже нашей. Существует стереотип, что одежда отечественного производства обязательно стоит дорого. Это неправда. К тому же импортное по цене казахстанского — это голимая синтетика, да и краска, используемая для ткани, небезопасна. Отсюда ведь и происходит дешевизна.

Наши же производители работают в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза. Подтверждает качество и то, что у наших производителей есть заказы от итальянских фирм, от известной шведской компании. Наши вещи, пошитые на крупных предприятиях, проходят сертификацию. И, что немаловажно, фактические размеры изделий соответствуют указанным на ярлычках.

— Как же потеснить импортную одежду отечественной?
— Если бы у нас были такие же льготы, послабления и субсидии, как, к примеру, в Кыргызстане! Там предприятия легкой промышленности не платят налоги, оплачивают лишь патент один раз в год со швейной машинки. Китайскому производителю государство возвращает до 50% средств, затраченных на экспорт, то есть перевозку, размещение в торговых центрах, оплату таможенных пошлин, налоговых сборов. Легкая промышленность не приносит супердивидендов. Она легкая не потому, что в ней легко.

— Какая ниша свободна?
— Производство детской одежды и обуви, особенно для мальчиков. Для девочек выбор все же шире, а для мальчиков ассортимент качественной одежды весьма скудный.

— Много ли желающих работать швеями? Как в целом обстоят дела с кадрами?
— Плохо. Центр занятости не может набрать людей на переобучение. Колледжи обучают в основном на швей и дизайнеров. Согласна, что дизайнеры — это движение вперед, имидж нашего государства. Однако у нас не хватает наладчиков оборудования, вышивальщиц, вязальщиц, швей-кетельщиц. Пошиву обуви вообще негде учиться. Предприятия уже готовят себе кадры сами, несут затраты на содержание преподавателей. Проблема и в том, что в стране мало центров сертификации специалистов, они имеют право лишь подтвердить переобучение. Выход я вижу в повышении престижа рабочих профессий. К слову, профессия швеи довольно перспективна. Швеи зарабатывают в среднем 120 тысяч тенге. Кроме того, на предприятиях организованы питание за счет работодателя, развозка, иногородним предоставляется общежитие, производятся все обязательные социальные выплаты, трудоустройство официальное. К слову, умение шить — это и хорошая экономия денег. Например, я сама подшиваю, а порой шью одежду своему ребенку. Это прекрасная возможность улучшить качество жизни семьи для многодетных матерей. Любой безработный может обучиться этому ремеслу, к примеру, в Центре занятости населения акимата города Нур-Султана или в центрах профессионального обучения. Там дают основы материаловедения, кроя, поузловой обработки изделия и выдают сертификат. С ним можно пойти на любое швейное предприятие. Это и возможность для людей с ограниченными возможностями. Мы сотрудничаем с обществом слепых. Там шьют подушки, одеяла, матрацы, рукавицы и многое другое. У них есть для этого оборудование.

— Есть ли государственные программы для поддержки легкой промышленности?
— В настоящее время это «дорожная карта» для поддержки легкой промышленности, которая направлена напрямую на отрасль. «Дорожная карта бизнеса-2020, «Дорожная карта по обеспечению долгосрочной тенговой ликвидности».

НАША СПРАВКА

Размер отрасли легкой промышленности в Нур-Султане составил 1,5 млрд тенге в 2018 году. Однако в общем ВРП города отрасль исторически занимает не более 0,04%. Из секторов легкой промышленности 72% приходится на производство одежды, остальные 28% — на производство текстильных изделий. Подобная структура добавленной стоимости отрасли сохраняется последние 8 лет.

Рост производства одежды указывает на высокий потенциал города в индустрии моды, что может стать драйвером развития креативных индустрий.

На 2019 год в легкой промышленности города насчитывается 182 предприятия. Из них большинство предприятий — в производстве одежды (122, или 67%). В производстве текстильных изделий — 50 предприятий (27%) и остальные 10 предприятий (5%) — в производстве кожаных изделий.

Предприятия легкой промышленности в основном являются микробизнесом (158 предприятий, 87% зарегистрированных), а остальные 24 предприятия — малые (24%). Среди микропредприятий крупнейшим сегментом являются компании со среднегодовой численностью работников меньше 5 человек (131 микропредприятие). Среди представителей малого бизнеса большинство предприятий имеют более 20 работников.

Данные предоставлены аналитиком Центра исследований и консалтинга Айгерим КУШУМБАЕВОЙ и партнером центра Ануаром БУРАНБАЕВЫМ.

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть