НовостиОбщество

Первый год нового тарифа: Что изменилось?

Ровно год назад в Нур-Султане внедрили дифференцированную оплату проезда в общественном транспорте. С тех пор стоимость одной поездки при наличном расчете составляет 180 тенге, при электронной оплате — 90 тенге. Какие изменения произошли
за это время? Об этом мы разузнали в «Астана LRT».

Четкая картина передвижений

— Внедрение дифференцированного тарифа способствовало массовому переходу на транспортные карты, что позволяет решить ряд важных задач. В частности, обеспечить финансовую прозрачность работы пассажирского транспорта благодаря электронной оплате проезда — за счет валидации транспортных карт и продажи разовых билетов через консоль водителя. Полномасштабное внедрение электронной системы оплаты проезда обеспечило формирование достоверных данных о количестве пассажиров, полных отчетов обо всех поездках, в том числе с учетом зональности, что позволяет определять сумму субсидирования по социально значимым маршрутам по всем автобусным паркам. «Астана LRT» будет продолжать предоставлять для акимата все необходимые расчеты, что позволит в перспективе обновить подвижной состав, с помощью механизмов оптимизации работы общественного транспорта модернизировать маршрутную сеть, повысить уровень обслуживания и удобство для пассажиров, — отметила преимущества внедрения новой системы руководитель службы по связям с общественностью ТОО «Астана LRT» Науат Азанбаева.

На погашение долгов

По информации представителя транспортной компании, до перехода на дифференцированный тариф, а именно за май 2018 года прибыль автопарков составила 1047,1 млн тенге, из них более 75% приходились на продажу отрывных билетов. В мае 2019 года прибыль автопарков достигла 1529,3 млн тенге, из них только около 7% — от оплаты наличными.

— Благодаря внедрению дифтарифа из тени выведено 40% денежных средств. Куда они будут направлены? Как всем известно, стоимость проезда в столице не увеличивалась уже пять лет. Уровень накопленной инфляции с августа 2014 до начала 2018 года составил более 35%. Рост потребительских цен влияет практически на все статьи расходов перевозчиков. Цены на топливо в течение четырех лет повышались несколько раз, то же самое можно сказать и о заработной плате. Цены на топливо с 2014 года подорожали более чем на 56%, а уровень зарплаты вырос на 20%. Расходы перевозчиков росли, но мы все еще держали цены на билеты на прежнем уровне. При этом всего 10 лет назад при уровне инфляции чуть более 6% уже повышались цены на проезд в общественном транспорте. К примеру, с 2006 по 2008 год тарифы увеличивались ежегодно почти на 30%. Из-за перечисленных причин у перевозчиков образовалась задолженность. Выведенные из тени средства будут направлены на погашение образовавшихся задолженностей, — проинформировала Науат Азанбаева.

За багаж только наличными

По данным представителя «Астана LRT», ежесуточно на общественном транспорте столицы проезжает почти 500 тысяч пассажиров, за счет которых в системе фиксируются более 700 тысяч транзакций. При этом доля безналичной оплаты составляет 95%. В том числе 85% оплачивают за проезд транспортной картой, 10% — посредством SMS. Оплата через SMS довольно популярна, отмечают в транспортной компании. На сегодняшний день, даже учитывая летний период, это до 65000 транзакций в день через SMS.
Что касается 5% оплаты за проезд наличными, в эту цифру также входит провоз багажа, потому что он взимается именно наличными деньгами, сообщили представители предприятия.

Закуп электробусов

По данным «Астана LRT», в столице ежедневно курсируют около 900 автобусов, общее количество машин составляет 1125. На сегодняшний день в Нур-Султане 89 маршрутов, из них 62 городских, 7 экспресс, 20 пригородных. В городе работают 8 автопарков, один из них, автобусный парк № 1, — коммунальный.

— Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа в столице, допустимый срок эксплуатации автобусов — 14 лет. Однако, учитывая технологические особенности автобусов, так называемый полезный срок эксплуатации машин может широко различаться. Во всех автобусных парках на постоянной основе проводится технический осмотр автобусов. Частота прохождения техосмотра в зависимости от моделей автобусов варьируется в пределах 20-40 тысяч км. Чтобы полностью обновить столичный автопарк, необходимо закупить 483 автобуса. В этом году планируется закуп 100 электробусов, — сообщила Науат Азанбаева.

Официальное трудоустройство

— За рулем общественного транспорта столицы трудятся 1024 водителя. Сегодня не хватает 733 водителя. Дефицит водителей постепенно уменьшается. После введения дифференцированного тарифа все водители перешли в штат, некоторым удалось приобрести жилье по программе «7-20-25». Заработная плата водителей увеличилась, сейчас он может получать заработную плату от 250000 до 400000 тенге. Все водители должны иметь стаж работы в пассажирских перевозках не менее 5 лет, иметь категорию вождения D, должны знать Закон «Об автомобильном транспорте», ПДД и Правила перевозки пассажиров и багажа. Вместе с тем они обязаны пройти тест на стрессоустойчивость, — подчеркнула Науат Азанбаева.

Кстати, от услуг кондукторов или консультантов, как их сейчас называют, полностью отказался только автопарк №3. Остальные автопарки в разной степени пока еще задействуют консультантов.

Жалоб стало меньше

После полноценного перехода на электронную систему оплаты проезда у астанчан было много нареканий на то, что нужно входить только через переднюю дверь, а выходить в среднюю и заднюю.

— В первое время, когда данные правила стали применяться, у пассажиров это вызвало бурю негодования. Однако люди начали постепенно привыкать и следовать указанным правилам. Сегодня жалобы все еще поступают, однако справедливо заметить, что жалобы на посадку/высадку пассажиров сократились на 36%, — сообщила Науат Азанбаева.

Периодически в столице возникают слухи об отмене бесплатной пересадки в течение часа. Мы поинтересовались в «Астана LRT», откуда растут ноги у этих слухов, возможно, кто-то намеренно распространяет их? Вот что нам ответили.

— У пользователей общественного транспорта новость вызвала бурю негативных комментариев. И такая реакция объяснима, так как это удобство стало привычным для всех. Дело в том, что предоставление бонусов и тарифных планов (бесплатная пересадка, месячный и прочие проездные) осуществляется перевозчиками, они имеют право предлагать и выносить вопрос о пересмотре тарифных планов.

Но новость о предполагаемой отмене пересадки основывается на инициативе всего одного из восьми перевозчиков. Хочу заверить, что никакого официального решения по отмене бесплатной пересадки нет. Безвозмездная пересадка, как и прежде, предоставляется в течение 60 минут с момента первой валидации, — сказала Науат Азанбаева.

Пополнение без хлопот

Управляющий директор — член правления ТОО «Астана LRT» Даурен Нуралиев сообщил, что транспортные карты, как и ранее, можно приобрести в специализированных кассах и RTVM-автоматах самообслуживания, адреса которых размещены на официальных сайтах www.transcard.kz, www.alrt.kz. Что касается жалоб на отсутствие карт в терминалах, Даурен Нуралиев ответил:

— Возможной причиной отсутствия карт в RTVM-автоматах является быстрый расход транспортных карт в стакере терминала, емкость которого — 50 штук. В свою очередь расход обусловлен высоким спросом на транспортные карты. В достаточном количестве карты всегда имеются в специализированных кассах продажи и пополнения транспортных карт.

В «Астана LRT» также подчеркнули, что решена проблема с быстрым пополнением транспортных карт. По данным компании, на сегодняшний день пользователи транспортных карт имеют возможность моментально пополнить карты в восьми специализированных кассах, 30 RTVM-автоматах продажи и пополнения транспортных карт, а также агентских пунктах моментального пополнения.

— По городу на сегодняшний день успешно работает 221 агентская точка моментального пополнения транспортных карт. Это мгновенный способ пополнения транспортных карт, не требующий активации. Адреса точек также указаны на официальных сайтах www.transcard.kz, www.alrt.kz. В то же время мы продолжаем работу по расширению сети точек моментального пополнения и дальнейшему усовершенствованию электронной системы оплаты проезда, — сказал Даурен Нуралиев.

 

Что касается удаленного пополнения транспортных карт, это, по его информации, можно сделать посредством сервисов:
•epay.transcard.kz;

• 9 интернет-банкингов, в том числе Kaspi.kz;

• терминалы QIWI, Касса24 и Tenge и др. (включая их сайты и мобильные приложения);

• отделения и постаматы Казпочты;

• сервис WOOPPAY;

• мобильное приложение Smart Astana.

Фото Султана СЕИТОВА, Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button