Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства

4 Января 2013 / 1691 / ()
Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства

В истории цивилизации исключительно важную роль играют национальные лидеры. Их устремления, внутренняя культура, знания, особенности характера создают основы для перемен в новых условиях.

Важную роль в становлении независимой страны сыграл Президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев. Его биография неотделима от современной истории страны и народа. Проводимая им политика стала эффективным инструментом избавления Казахстана от рецидивов советского прошлого, основой созидания казахстанской модели государственности.

Став Президентом республики в апреле 1990 года, Нурсултан Назарбаев взял на себя огромную ответственность за республику и ее граждан. Он стал генератором идей, модератором сложных и важных для общества и государства процессов.

Поворотным моментом в современной истории Казахстана явилось обретение независимости в результате распада СССР. На политической карте мира в 1991 году появилось новое государство – Республика Казахстан.

16 декабря 1991 года произошло крупнейшее событие в истории казахстанского народа. В этот день Верховный Совет принял, а Президент страны Н.А. Назарбаев подписал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который положил начало строительству новой, суверенной государственности, являющейся не только достоянием общества и показателем его развития, но и идеологией, общественной, политической и культурной ориентацией, направляющей страну на развитие государства, его защиту, совершенствование политической организации общества. Как отмечают политологи, государственность становится острой политической проблемой и сферой борьбы в переходные периоды истории многих стран и регионов мира, в частности, в современную эпоху всемирной деколонизации, распада империй и государственных союзов.

Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы, как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др.

За годы становления и развития суверенного государства Президент Казахстана проявил себя как целеустремленный и решительный лидер. Очевидцы свидетельствуют, как остро переживал Нурсултан Назарбаев за исполнение своих инициатив, как хорошо понимал проблемы и чувства простых казахстанцев. Первому Президенту удалось убедить своим примером трудолюбия и проводимым курсом миллионы казахстанцев в достижении великого будущего своей страны. Народ увидел, что о нем заботятся, что нужды и чаяния простых людей всегда находятся в фокусе пристального внимания власти.

На начальном этапе строительства нового Казахстана наиболее сложными задачами были обретение экономической самостоятельности, институционализации политической системы, сохранение преемственности государственности.

Развал социалистической системы вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и крушение единой финансовой системы государства. Постепенно разрушающиеся народно-хозяйственные связи с соседними республиками в 1991 году привели к небывалым размерам безработицы, гиперинфляции, массовой миграции населения за пределы республики.

Нурсултан Назарбаев твердо и четко определил краеугольный камень своей политики: «Сначала экономика, а потом - политика».

На Главу государства ложилось ответственное бремя по принятию решения о проведении приватизации государственной собственности, введения национальной валюты.

В 90-е годы ХХ века было сделано главное - заложены основы новой модели рыночных отношений и политической системы. Реформирование производственных отношений и движение к полноценному рынку были признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создали благоприятный климат для становления полноправного независимого государства. Экономическая стратегия, предложенная Нурсултаном Назарбаевым, позволила Казахстану сохранить экономический суверенитет и сделать первые шаги по преодолению экономического кризиса и становлению рыночных механизмов.

Наряду с радикальными преобразованиями в экономике страны существенные изменения наблюдались в социально-политической сфере. Руководством страны в кратчайшие сроки был принят пакет законов по адресной социальной помощи, введена в действие программа по борьбе с бедностью и безработицей, сформированы накопительные пенсионные фонды.

Особое место в политике Президента Казахстана занимает сфера межэтнических отношений. Казахстан – полиэтничная страна, где проживают представители 130 этносов. Многонациональный фактор Президент сумел превратить в подлинное достояние республики. Во многом способствовало этому принятие решения о создании Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательного органа при Главе государства, основная цель которой - обеспечение равенства прав и свобод граждан республики, независимо от их национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам.

Принятие в 2010 году Доктрины национального единства Казахстана, красноречиво свидетельствует о приоритетности межнационального мира и стабильности в стране. Автором этого документа, призванного сплотить казахстанцев, стал сам народ: проект доктрины был вынесен на широкое обсуждение, и в итоговом варианте нашлось место всем предложениям и замечаниям, поступавшим в ходе работы. В своих регулярных обращениях к населению Казахстана Нурсултан Назарбаев неизменно выступает с призывами беречь стабильность и взаимопонимание, которыми так гордится республика.

Особую роль лидер государства придавал созданию системы национальной безопасности с учетом геополитического и экономического положения Казахстана. Страна, занимающая девятое место в мире по своей территории, должна была проводить взвешенную многовекторную политику, суть которой заключалась в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со странами мирового сообщества.

Активно поддерживая и участвуя в позитивных процессах, происходящих в обществе, казахстанский лидер ставил перед собой задачу сделать республику узнаваемой на мировой арене. Внешнеполитический курс был направлен на всемерное сотрудничество с международным сообществом. Последовательная многовекторная внешняя политика Казахстана признана свыше 120 государствами мира.

Дипломатическое ведомство Казахстана выстраивало новую систему безопасности, главным вектором которого являлось создание режима нераспространения ядерного оружия. Казахстан закрыл Семипалатинский испытательный полигон и активно вступил на путь ядерного разоружения.

Став полноправным членом ООН, Казахстан включился в деятельность ее организаций - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС, УВКБ, начал сотрудничать с целым рядом крупных международных организаций: Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

За пройденный Республикой Казахстан исторический путь удалось достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой. Казахстан стал уважаемым членом международного сообщества.

Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.

Все перемены и успехи независимого Казахстана связаны со стратегическим видением ситуации и доверием Нурсултану Назарбаеву со стороны казахстанского общества. В республике межнациональный мир и согласие стали определяющими векторами внутренней политики, которые преследовали одну цель - укрепление политической стабильности в республике.

Современный Казахстан с открытой либеральной экономикой – сильное государство, равный партнер передовых держав. Страна, открытая для диалога и взаимовыгодного сотрудничества с мировым сообществом, заняла достойное место в мире, эффективно продвигая национальные интересы.

Казахстанский опыт государственного строительства показывает, что современный Казахстан – эта целеустремленная страна с сильными амбициями, способная достигнуть намеченных целей.

Алима Ауанасова, доктор исторических наук, профессор,

Арман Сулейменов, старший научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.