Новости

Пора делать что-то самим

В столице прошел первый родительский форум с участием экспертов в области детской психологии и образования. Они отвечали на волнующие астанчан вопросы: как выявить таланты и способности ребенка, распознать и преодолеть возрастные кризисы у детей и подростков, какие навыки необходимо воспитывать сегодня?

Накануне форума состоялся концерт-лекция классической музыки культуролога, педагога, писателя, профессора Драматического института Стокгольма, ведущего эксперта Нобелевского концерта и автора цикла передач о культуре Михаила КАЗИНИКА, на который собрались люди всех возрастов. Вместе с Михаилом Казиником на сцене выступили его сын скрипач Борис КАЗИНИК и пианист-виртуоз Вячеслав ЗУБКОВ.
Слушатели привели и детей, среди которых были даже груднички. Во время второй части концерта малыши раскапризничались. Тогда астанчане смогли убедиться в педагогическом таланте Михаила Казиника: его скрипка замяукала, закукарекала, заговорила детскими голосами, удивительным образом имитируя разговор старшей сестры с младшей. В зале тут же воцарилась тишина.
Помимо Михаила Казиника, перед астанчанами на родительском форуме выступили российский психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ, многодетная мама и Ironman Мария КОЛОСОВА, президент Ассоциации развития семейного образования Алексей СЕМЕНЫЧЕВ и казахстанские эксперты: начальник образовательных проектов BTS Digital Саясат НУРБЕК, который рассказал о новом подходе к образованию, педиатр и педагог Лейла МУКАШЕВА — о первой в Казахстане школе Монтессори.

В зале практически не было свободных мест. Преобладающее большинство участников форума составляли мамы. Были и те, кто в ожидании малыша уже успел познакомиться со специальной программой Михаила Казиника, рассчитанной по неделям беременности, «Музыка для мамы, которая ждет ребенка, и для ребенка, которого ждет мир».

Учитель — это не работа, а миссия
Михаил Казиник рассказал о своем видении школы будущего. По его мнению, музыка должна быть главным предметом в школе, а учителя музыки — заместителями директора по эстетическому воспитанию.
Обычно во время лекций просветитель спрашивает родителей, какую школу они хотят для своего ребенка — школу-тюрьму, школу-казарму или школу-театр. Почти все выбирают школу-театр.
— Ну кто хочет свою кровиночку отдавать в тюрьму или казарму? — задает риторический вопрос музыкант. — Почему школа должна быть жесткой, суровой, требовательной и крикливой? Школа — это свет, улыбка, легкое естественное познание, когда работает все: тело, кровообращение, движение. Для меня важно, чтобы сами учителя изменились, не меняя пока школу, потому что это громоздкий процесс. Школа — консервативная штука.
Он убежден, что дети рождаются яркими, талантливыми, гениальными. А потом их выстраивают в ряд, прерывают их гениальность, пытливость, улыбку, детскость, превращая в маленьких роботов и работников. На одной из лекций кто-то из присутствующих сказал педагогу, что ребенок приходит в школу для того, чтобы работать.
— Мне так больно, — с досадой говорит Михаил Казиник. — Маленький ребенок — бедное чудо, которое заставляют работать с шестилетнего возраста. Учеба не должна восприниматься как работа. Ребенок должен стремиться в школу не только потому, что там друзья, а потому, что там безумно интересно. Интерес не рождает один учитель, который устало за небольшие деньги ходит из класса в класс. Учитель по идее должен отдать всю жизнь ученикам. У него не работа, а миссия.
Когда Михаила Казиника пригласили стать музыкальным экспертом и ведущим Нобелевского концерта, он провел интервью с лауреатами. Они подтвердили его мнение о том, что практически все величайшие ученые в детстве занимались музыкой.
— К идее организации родительского форума с привлечением мэтров детской психологии и педагогики привел вопрос, насколько сегодняшняя система образования поспевает за изменениями, — рассказала организатор форума, психолог, эксперт в области бизнес-образования и основатель Metropolitan Business School Айнагуль АХМЕТОВА. — Эти спикеры способны дать нашим родителям некое видение того, что должны получить наши дети в школе и своем детстве. Возникают вопросы, что сейчас дает школа? Смогут ли дети, окончив школу, претендовать на самореализацию? Будут ли они востребованы, или мы готовим некий продукт для прошлого века? Вижу, что система образования не справляется и роль родителя становится еще более значимой. Нельзя ждать, когда система изменится, пора делать что-то самим.

Проблемы переходного возраста
Людмила Пет­рановская рассказала о детских возрастных кризисах и давала советы родителям, как благополучно их пережить.
Подростковый кризис — это рывок к самостоятельности. Психолог сравнивает его с перерезанием пуповины: присутствуют определенные риски, но это неизбежно.
— В подростковом возрасте происходит увеличение дистанции между родителем и ребенком, — говорит Людмила Петрановская. — Сделать его счастливым уже непросто. Но, несмотря на всю взрослость и кажущуюся агрессивность, он остается уязвимым и беспомощным.
Людмила Петрановская сравнивает подростка с конструкцией, которую разобрали, но собрать так и не успели. На вопрос, который задают трехлеткам: «Ты большой или маленький?» 13-летние заявляли, что уже взрослые, зато 17-летние говорили, что еще нет. В 15 лет дети часто думают: «Ну зачем они меня этому всему учат? Я и сам знаю, как правильно жить». А в 17 они осознают, что во взрослой жизни сложно, надо зарабатывать и решать проблемы.
— 16-летний подросток не может постоянно ориентироваться на взрослых, иначе он не обретет самостоятельность, — утверждает психолог.
Также Людмила Петрановская говорит, что в период подросткового кризиса происходит эмоциональное отделение от семьи. Ребенок может физически находиться дома, но эмоционально отсутствовать, например, зависать в соцсетях. И родители чувствуют, что потеряли ребенка. Так называемый синдром пустого гнезда.
— Подросток осознает, что мама на самом деле никакая не самая красивая женщина, а «просто какая-то старая кошелка», — говорит психолог. — А папа — не самый умный мужчина, а «просто неудачник». То же происходит и с учителями: «Почему эта тетка командует и рассказывает, как мне жить, да еще и хамит?». Кризис трехлетнего возраста смягчается мимимишностью малышей: вот он только что закатывал истерику, а теперь весь такой сладенький лезет на ручки. А подростки оснащены лишь хамством и прыщами.

Людмила Петрановская считает, что подготовиться к кризисам невозможно.
— Это как периодически вытаскивать ребенка из живота, чтобы тот привыкал к своему будущему рождению. На подростковый кризис нужно смотреть как на процесс обучения и помнить, что родители перестали быть волшебниками. То время, когда достаточно было подуть на коленку и боль проходила, уже закончилось. Иногда ребенок не справляется со всеми проблемами, и не исключено, что он захочет от вас прежней заботы и в переходном возрасте.
— Это сложный проект, — сказала о родительском форуме Айнагуль Ахметова. — Многие люди пришли впервые, поверив нам. У нас есть целевая аудитория, с которой мы общаемся много лет, настроенная на волну изменений. Вращаясь в своей среде, мы думаем, что созрели для изменений. Но когда начали собирать людей на форум, поняли, что большая часть казахстанцев спит. Может, именно поэтому ничего не меняется. Но мы делаем пусть маленькие, но постоянные шаги. В них я вижу возможность изменений.

Жанар ДАУТОВА, фото предоставлены организаторами

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть