Ожидаемая в мире премьера балета «Бетховен — Бессмертие — Любовь» немецкого хореографа Раймондо РЕБЕКА состоялась на сцене театра «Астана Опера».
Масштабный спектакль, посвященный 250-летнему юбилею Людвига ван Бетховена, создан специально для сцены и труппы столичного театра «Астана Опера» при содействии Министерства культуры и спорта РК.
Интерес музыкальных критиков, экспертов из мира балета разных стран, прежде всего из Австрии, России, Японии, обусловлен несколькими причинами. Прежде всего, это одна из первых, созданных к юбилею великого композитора танцевальных постановок. Во-вторых, спектакль поражает своими масштабами. На сцене одновременно в конце второго акта участвовали 20 пар кордебалета, 50 участников хора, 110 музыкантов оркестра. Это попытка создания нового вида представления, в котором объединяются танец, пение, пантомима, оркестр.
Кроме того, балетное действо дополняют интересные технические новшества, которые несут философский смысл и встроены в сюжет. Практически равноправными персонажами выступают рояли — черный, источающий яркий свет и прозрачный среди прочей хрустальной мебели. Эти изящные предметы реквизита созданы специально японским мастером Йоко СЕЯМА.
Декорации порой перетекали в костюмы артистов, как, например, в сцене венского бала со странной девушкой в фате, висящей на воздушных шариках, или в семиметровом занавесе-шлейфе солистки. Особенностью всех 289 костюмов является то, что их создавала бывшая балерина Роса Ана ЧАНЗА, которая знает, как сшить наряд, чтобы в нем было удобно танцевать.
Балет рассказывает о трагедии и триумфе великого творца, где составляющие его жизни — Вдохновение (Муза), Любовь, Болезнь — борются за душу гения. Их образы объемны, разноплановы, спорны. Драматизм повествования усиливает черно-белая сценография — пейзажи, будто написанные тушью, летящие ноты, клавиры, тени.
Цветные образы достались Гайдну, Моцарту и спутницам Мастера, которых представили Серик НАКЫСПЕКОВ и Айбар ТОКТАР. Исполнительница роли Бессмертной Любви Айгерим БЕКЕТАЕВА, одетая в красное, была почти все время грустна. Муза — Эвтерпа, в образе которой блистала Гаухар УСИНА, прекрасна и энергична. Олжас МАХАНБЕТАЛИЕВ в партии Болезни выглядел изощренным и неотступным. Бахтияр АДАМЖАН тонко показал состояние композитора, который глохнет, страдает, впадает в отчаяние, в депрессию. Эти моменты подчеркиваются тяжелой, напряженной музыкой Дирка ХАУБРИХА, специально написанной для балета.
Но все же талант побеждает, Бетховен вновь пишет музыку, но уже не слышит ее. И это торжество гения, радости созидания решено в белом цвете, воплощено в пафосном смешении всех жанров — балета, оперы, музыки. Симфонический оркестр под управлением дирижера Абзала МУХИТДИНА прекрасно справился с эклектичной музыкой, соединив разные отрывки произведений Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта и Хаубриха в единое целое.