КультураНовости

Посвящение Бетховену

Ожидаемая в мире премьера балета «Бетховен — Бессмертие — Любовь» немецкого хореографа Раймондо РЕБЕКА состоялась на сцене театра «Астана Опера».

Масштабный спектакль, посвященный 250-летнему юбилею Людвига ван Бетховена, создан специально для сцены и  труппы столичного театра «Астана Опера» при содействии Министерства культуры и спорта РК.

Интерес музыкальных критиков, экспертов из мира балета  разных стран, прежде всего из Австрии, России, Японии, обусловлен несколькими причинами. Прежде всего, это одна  из первых,  созданных к юбилею великого композитора танцевальных постановок. Во-вторых,  спектакль поражает своими масштабами. На сцене одновременно в конце второго акта  участвовали 20 пар кордебалета, 50 участников хора, 110 музыкантов оркестра. Это попытка создания нового  вида представления, в котором объединяются танец, пение, пантомима, оркестр.

Кроме того, балетное действо дополняют интересные  технические новшества, которые несут философский смысл и встроены в сюжет.  Практически равноправными персонажами выступают рояли — черный, источающий яркий свет и прозрачный среди прочей хрустальной мебели. Эти изящные предметы реквизита созданы специально  японским мастером Йоко СЕЯМА.

Декорации порой перетекали в костюмы артистов, как, например, в сцене венского бала со странной девушкой в фате, висящей на воздушных шариках, или в семиметровом занавесе-шлейфе солистки. Особенностью всех  289 костюмов является то, что их создавала бывшая балерина Роса Ана ЧАНЗА, которая знает, как сшить наряд, чтобы в нем было удобно танцевать.

Балет рассказывает о трагедии и триумфе великого творца, где составляющие его жизни — Вдохновение (Муза), Любовь, Болезнь — борются за душу гения. Их образы объемны, разноплановы, спорны.  Драматизм повествования усиливает черно-белая сценография — пейзажи, будто написанные тушью, летящие ноты, клавиры, тени.

Цветные образы достались Гайдну, Моцарту и спутницам Мастера, которых представили Серик НАКЫСПЕКОВ  и Айбар ТОКТАР.   Исполнительница роли  Бессмертной Любви Айгерим БЕКЕТАЕВА,  одетая в красное, была почти все время грустна. Муза — Эвтерпа, в образе которой блистала Гаухар УСИНА,   прекрасна и  энергична.  Олжас МАХАНБЕТАЛИЕВ в партии  Болезни выглядел  изощренным и неотступным. Бахтияр АДАМЖАН  тонко показал  состояние композитора, который глохнет, страдает, впадает в отчаяние, в депрессию. Эти моменты подчеркиваются  тяжелой, напряженной музыкой Дирка ХАУБРИХА, специально написанной для балета.

Но все же талант побеждает, Бетховен вновь пишет музыку, но уже не слышит ее. И это торжество гения, радости созидания  решено в белом цвете, воплощено в пафосном смешении всех жанров — балета, оперы, музыки. Симфонический оркестр под управлением дирижера Абзала МУХИТДИНА прекрасно справился с эклектичной музыкой, соединив разные отрывки произведений Баха,   Бетховена, Гайдна, Моцарта и Хаубриха в единое целое.

Дана Аменова

Журналист

Статьи по Теме

Back to top button