КультураНовости

Прима

Овациями, стоя встретили свою любимицу столичные зрители, пришедшие на сольный концерт народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, академика, почетного гражданина Астаны Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ. Имя казахской оперной певицы внесено ЮНЕСКО в список двадцати выдающихся женщин XX столетия.

В Мариинке и на жайлау

В праздничный вечер зал утопал в цветах: с трогательными букетами бежали на сцену маленькие астанчане, поднимались седовласые супружеские пары, роскошную корзину роз преподнесли от имени акима столицы Асета ИСЕКЕШЕВА.

— В этом отношении я счастливый человек, — призналась в одном из своих интервью певица. — Меня хорошо принимает народ. Всегда. Не знаю, сколько это еще продлится, но вот так происходит везде. Только раньше вставали в конце выступления, а теперь только выхожу, публика уже стоит. Кто-то даже пошутил: вы можете не петь…

Но она пела, не камерно, а будто в кругу семьи, как для самых близких и дорогих людей.
В своих мемуарах Бибигуль Ахметовна вспоминает, что не всегда пела для полного зала. Выступала на полевых станах перед хлеборобами, в забоях перед шахтерами, на жайлау перед животноводами. Бывало и такое:

— Стоят три юрты, где живет чабан с семьей, чуть подальше через несколько километров еще три юрты. Так 10-12 человек живут в горах в отделении совхоза. Собираются к вечеру на концерт: бросят на улице кошму, поставят стол… выступала перед ними. И никогда не давала себе ни малейшей поблажки. Везде в концертном платье, с прической, макияжем.

Объехав с гастролями полмира: Алжир, Египет, Индия, Италия, Канада, Польша, Россия, США, Сирия, Франция, Швеция, именитая артистка тем не менее признавалась:

— Я никогда в жизни сцену себе не выбирала, не придиралась, не капризничала, не отказывалась. Для меня любая сцена священна, хоть где — в Большом театре, Мариинке, соборах XV века. Но выступать перед своими родными людьми на заводах, полях, в колхозном клубе, школе, да хоть где — это было ничуть не менее престижно.

Культай

Мало кто знает, что блистательная певица и красивая женщина пережила немало испытаний в жизни.
Она родилась в музыкальной семье.

— Мой папа был музыкален, однажды в детстве ему досталась скрипка в подарок от татарского купца, на которого он работал, и он сам понял, как на ней играть. А мама любила петь. Папа называл меня домашним именем — Культай. Боже мой, какой мой папа был красивый! Если и были в моем детстве нежность и любовь — это шло от него. В 1937 году отца арестовали, больше детства у меня не было, я уже его никогда не видела. Маме было всего 25 лет, когда она осталась одна с семью детьми. Она прожила очень тяжелую жизнь вплоть до реабилитации имени отца. А покинула этот мир в 91 год.

В годы войны, в Семипалатинске, где проживала семья, было развернуто несколько эвакогоспиталей.

— Мы, дети, ходили к раненым, давали шефские концерты, помогали писать письма домой, я помню, что я пела для раненых русскую «Катюшу», украинскую «Распрягайте, хлопцы, кони», казахские народные песни «Қараторғай» и «Қарлығаш».

Консерватория

Благословение в большое искусство ей дала известная русская вокалистка Галина СЕРЕБРЯКОВА, в годы репрессий сосланная из Москвы в Семипалатинск, а позже — в АЛЖИР.
— Галина Иосифовна подготовила меня к Республиканскому смотру художественной самодеятельности, который проходил в Алма-Ате, было это в августе 1948 года. Я поехала и выступила перед Латифом ХАМИДИ, Муканом ТУЛЕБАЕВЫМ, Куляш БАЙСЕИТОВОЙ, Ниной КУКЛИНОЙ, которые были членами жюри, и спела им «Весенние голоса» Штрауса и «Казахский вальс» Хамиди. Получила главный приз и рекомендацию в консерваторию.

В Алма-Атинской консерватории ее педагогом по вокалу стала солистка оперного театра имени Абая Надежда САМЫШИНА. Позже, пожалуй, именно в память о своем учителе Бибигуль Ахметовна всю себя посвятит преподавательской деятельности.

В концертном зале «Астана» вместе с примой на сцене выступили ее именитые ученики и победители престижных оперных конкурсов: Толкын ЗАБИРОВА, Талгат МУСАБАЕВ, Азамат ЖЕЛТЫРГУЗОВ, Альфия КАРИМОВА, Жупар ГАБДУЛЛИНА.

Женский секрет

У Бибигуль Ахметовны часто спрашивают секрет ее красоты, в своих воспоминаниях она пишет:
— Ну какой я идеал? Я не считаю себя красавицей, и не считала. Постою, послушаю, потом приду домой, переоденусь, выдохну, посмотрю в зеркало… Обыкновенная женщина.
— Мое место быть звездой — это сцена. Как операционная для хирурга, где он звезда, как класс для учителя, так и сцена для меня. А вышел со сцены, и что? Да живи себе спокойно, и все! Вот вам и весь секрет счастливой жизни примы.

«Кыз-Жибек»

Но начался сольный концерт в столице с любимой в народе песни «Гакку» из оперы Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек».
Когда-то после консерватории на сцене легендарного ГАТОБ Бибигуль Тулегенова исполнила партию Карлыгаш в прославленной опере, но мечтала о роли Жибек и поделилась сокровенными мыслями с Куляш Байсеитовой.
— Кішкентай, малышка, я тебе советую вначале привести в порядок свое произношение, — сказала Куляш-апа, — вспоминает прима. — Видимо по-казахски тогда я еще говорила с акцентом.
Свою Жибек Бибигуль Тулегенова исполнит 15 лет спустя.
— В 1971 году. Когда меня, уже известную, из филармонии вновь пригласили в Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, спросили, какую бы партию вы хотели исполнить, я сразу ответила: «Жибек». Так опера «Кыз-Жибек» стала дебютным спектаклем. Моим Толегеном был Амангельды СЕМБИН, Бекежана пел Кау-кен КЕНЖЕТАЕВ, который вводил нас в спектакль как режиссер-постановщик. Дирижировал непревзойденный Нургиса ТЛЕНДИЕВ. Костюмы — розовую юбку с рюшами, камзол, расшитый золотыми нитями, и воздушную шапочку со страусиными перьями — шила моя подруга, талантливый художник Гульфайрус ИСМАИЛОВА. Сплошь звезды…
Спустя годы, когда на экраны вышла экранизация эпической истории, Бибигуль Ахметовна после двух дочерей Гузель и Мариямгуль родила сына, то в честь главного героя эпоса назвала его Толегеном.

Шолпан АКБАЛАЕВА

Статьи по Теме

Back to top button