30 художников из древних российских сел расписали Успенский кафедральный собор Астаны (+фото)

18 Июля 2014 / 3937 / ()

Астанчане с любопытством ждали окончания росписи главного храма столицы – Успенского кафедрального собора. Долгожданное событие произошло на главный православный праздник – Пасху, однако некоторые работы в храме еще продолжались. «Оживляли» белые стены собора группа из 30 художников из древних российских сел Палеха и Холуя под руководством художника-иконописца Владимира Константиновича Курилова. Перед его отъездом домой мне посчастливилось познакомиться с этим удивительным человеком, посвятившим свою жизнь искусству.

Успенский кафедральный собор Астаны действительно можно назвать шедевром. Сказать, что от увиденного захватывает дух - ничего не сказать, потому что глядя на новое живописное убранство храма, тяжело подобрать слова. Даже не верится, что буквально за шесть месяцев можно было сотворить такое.

- На нас лежала огромная ответственность, ведь главный храм столицы должен был соответствовать своему званию. Поэтому всю проделанную работу можно назвать настоящим подвигом художников. Ровно за полгода мы расписали более шести тысяч квадратных метров белых стен, - рассказывает Владимир Константинович.

Неслучайно при росписи был выбран именно палехский стиль. По словам художника, иконостас храма выполнен ярославскими иконописцами, а это очень близкие школы.

- Почему русскую икону любят во всем мире, а палехская шкатулка самая ценная? Все дело в том, что Палех сохранил всю стилистическую особенность. Написать произведение в академическом стиле, как делают сейчас многие, может любой ученик художественного училища, но выполнить все, соблюдая древнерусский стиль, выдерживая эстетику, а уж тем более придумать что-то свое - это сложно. Сложно не только написать, но и понять, - отмечает художник.

Все стены храма имеют свои сложившиеся каноны росписей. Наиболее часто они показывают события из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов.
Особое место в росписях храмов занимает западная его часть, где часто встречается картина "Страшного Суда".

- Канон священных изображений не представляет собой шаблона, по которому все храмы должны расписываться одинаково. В этом храме по совету владыки - митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на западной стене мы изобразили большую композицию «Покров Богородицы». Думаю, что получилось все как задумано. И я и мои художники довольны результатом, - говорит Владимир Курилов. – Если говорить о библейских сюжетах, то здесь их очень много. По первому ряду идут чудеса Господни, начиная от брака в Кане, где Иисус Христос превратил воду в вино и заканчивая воскрешением Лазаря. Идет Его земная жизнь, а наверху – все богородичные сюжеты, ведь храм назван в честь Успения Божьей Матери. Ну, а на выходе нижний ряд - полностью собор казахстанских святых. Когда выстраивал всю композицию, то решил сделать ее поясной, в стиле старинных православных храмов. Хотелось сохранить связь между внутренней и внешней архитектурой.

Невозможно не обратить внимание и на особый орнамент, украсивший стены храма. Он вносит свой неповторимый штрих во все убранство и, кроме того, чем-то напоминает казахский стиль.

- Я стараюсь, чтобы орнамент был связан с живописью. Однако главный орнамент, который идет по всем стенам храма получился по цвету и построению с ярким казахским акцентом. Верите или нет, но это вышло лишь по воле судьбы, - делится иконописец.

Обычно при росписи Владимир Константинович использует темперную краску, которую делают вручную – смешивают яичный желток и минеральную смесь. Но из-за особого покрытия стен в главном астанинском храме стены окрашены акрилом.

Скажите, а с какими трудностями Вы столкнулись во время росписи храма, - интересуюсь я у мастера.

- Трудности есть всегда, они присутствуют в любом хорошем деле и самое главное, что все они остались позади. Конечно, в первую очередь - мало времени. Микеланджело, когда расписывал свою Сикстинскую капеллу, никто не торопил. Васнецов расписывал Владимирский собор в Киеве почти десять лет, но сегодня без ограничения времени не обойдешься. Хотя мы делаем все как и раньше, не применяем ни компьютер, ни трафарет, не используем никаких технических средств, чтобы ускорить процесс. И все эскизы я рисую только карандашом, - поясняет Курилов. – Многие художники зарабатывают на этом деньги. Они не просто копируют то, что было сделано до них Котарбинским, Рублевым, Нестеровым, но и поставили свою работу на конвейер. Передо мной часто хвастаются, что у них на счету 30-40 храмов, а я расписал меньше десяти. Но зато каждый храм, расписанный нашими художниками получается все лучше и лучше. Полностью нельзя быть довольным результатом, потому что если ты уверен, что все идеально, то стремиться уже не к чему.

В беседе художник произнес очень емкую фразу, которую я надолго запомнила: «Не люблю, когда впечатления выражают одним словом «красиво». Даже в любом изъяне и уродстве есть своя красота». Надеюсь, наши читатели, посетившие Успенский кафедральный собор смогут по достоинству оценить его новый облик, увидев живописную храмовую роспись, приковывающую к себе внимание величественностью, богатством, изысканностью, многообразием сюжетов и создающую глубокое молитвенное настроение и своеобразную атмосферу.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Екатерина Боровикова

Екатерина Боровикова