Подавать ли попрошайкам во время Рамазан?

26 Июля 2013 / 1148 / ()
Подавать ли попрошайкам во время Рамазан?

Третий день священного месяца Рамазан. В утренний автобус вместе с остальными пассажирами зашла пожилая бабушка в белом платке. Она села на место в центре салона, но через какое-то время решительно встала и начала громко говорить. Сначала ее слова трудно было разобрать, но уже через какие-то секунды их смысл дошел до казахскоязычного населения.

– Эй, народ! В эти священные дни для всех мусульман подайте вашей матери, переступивший восьмой десяток, подаяние. Не жалейте денег, которые вы все равно пожертвуете мечети. Наша семья живет в маленькой квартире, еле сводит концы с концами. Помогите нам чистыми помыслами, – начала свою речь бабушка.

Дальше она попросила раскрыть ладони для бата (словесного благословения) и стала испрашивать присутствующим от Всевышнего благополучия и здоровья. Люди провели ладонями по лицу, а затем стали доставать из кошельков кто – копейки, кто – бумажные купюры. С опущенными глазами протягивали деньги пожилой бабушке, которая все это время не переставала говорить.

Эта неловкая ситуация оставила в моем сердце странный противоречивый осадок. С одной стороны, делать пожертвования нищим и обездоленным, тем более во время месяца Рамазан, – обязанность каждого мусульманина, с другой – есть моральная часть вопроса. Почему дети этой взрослой бабушки позволили ей просить подаяние? Как допустили то, что хранительница очага, воспитанная мудростью веков, вышла на улицу протягивать руку как нищая? Где достоинство и целомудрие самой Ару-аны? Можно ли было попросить помощи у мечети, не унижаясь в столь преклонном возрасте? Эти вопросы один за другим роились в моей голове. За комментарием я обратилась к наиб-имаму столичной мечети «Нур Астана» Руслану Камбарову.

– Каждый мусульманин во время священного месяца Рамазан должен раздать нуждающимся милостыню в размере стоимости двух килограммов муки или же – в размере стоимости килограмма хурмы или изюма, если это состоятельный человек. Не обязательно подаяние нести в мечеть, его можно отдать родственнику или соседу. Многие мусульмане не могут найти бедствующих, поэтому и приходят в мечеть, где специально для фитр-садака установлен ящик пожертвований. Все вырученные средства мы раздаем нуждающимся, их списки нам предоставляют акиматы трех районов города.

Мусульманин должен искать все пути для того, чтобы найти выход из своего затруднительного положения. Но протягивая руку, он должен соблюдать этику и не осквернять кого бы то ни было. В хадисе Пророка сказано, что для человека лучше отправиться в лес, собрать дрова, продать их и приобрести на эти средства пищу, чем попрошайничать. Поэтому мы все время агитируем людей, чтобы они трудились. Воздержание от выпрашивания и скрытие своей нужды лучше и предпочтительнее бездеятельности. Однако, если это люди преклонного возраста, которые остались без заботы своих детей и в силу своих физических возможностей не могут пойти работать, мы должны им помогать, – сказал наиб-имам Руслан Камбаров.

…Мне сложно судить о поступке этой бабушки, да и имею ли я на это право, ведь не знаю целостной картины. Но сердце щемит от мысли, что при, возможно, живых и здоровых детях матери на склоне своих прожитых лет приходится вытягивать дрожащую ладонь.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.