«Таблиги Джамаат» в Казахстане: куда уходят корни организации?

17 Апреля 2013 / 6665 / ()
«Таблиги Джамаат» в Казахстане: куда уходят корни организации?

Содержит ли «Таблиги Джамаат» потенциальную угрозу для общества? Куда уходят корни организации? И почему в Казахстане принято решение остановить их деятельность? Вот что думает об этом заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Агентства РК по делам религий, известный политолог Тимура Козырева по данному вопросу.

- В религиозном плане они находятся практически полностью в рамках традиционного ислама. Что касается вероубеждения, это та же матуритская акыда, что и у казахстанского муфтията, в области фикха – тот же ханафитский мазхаб. Иногда говорят, что они близки к салафизму, но это совершенно не соответствует действительности. «Таблиговцы» намного более близки к суфизму. Более того, они противопоставляют себя салафитам, выступают против их методов и убеждений, позиционируют себя борцами против них. 

Что касается вопроса об опасности, исходящей от «таблигов», хочу подчеркнуть, что большую роль играет социально-политический контекст. В том же Пакистане «Таблиг» - неотъемлемая часть их жизни. Но в Казахстане совсем другая ситуация.

Нужно также учитывать, что родиной «Таблиги Джамаат» была британская Индия начала прошлого века. Это время также называют индуистским ренессансом, поскольку в процессе активной антиколониальной борьбы в Индии возник целый ряд индуистских движений – как либерально-модернистских, так и фундаменталистских. Движение «Таблиги Джамаат» изначально было создано для того, чтобы остановить миссионерскую атаку со стороны некоторых радикальных индуистских организаций, ставивших себе целью «вернуть» индийских мусульман обратно в индуизм. Как известно, огромное большинство индийских мусульман – это люди, предки которых были когда-то индуистами.

В такой аварийной ситуации, в окружении индуистского большинства, подвергаясь идеологическим атакам индусских фундаменталистов, работали мусульманские проповедники, стоявшие у истоков «Таблиги Джамаат».

Здесь можно отметить, что конкретную задачу в конкретное время они выполнили успешно. Но это была совсем другая страна и другая эпоха. Отдельно следует подчеркнуть, что им приходилось работать, как правило, с неграмотными людьми, при этом ставилась одна простая цель – удержать их в лоне ислама, не позволить переманить их в другую религию. Соответственно, необходимость глубоких религиозных знаний не акцентировалась – просто задача стояла совсем другая. Но к этому вопросу я вернусь чуть позже.

Сейчас это – большая, разветвленная международная организация. Работают они, как правило, с этническими мусульманами, чья религиозность кажется им недостаточной. Например, тот же «Таблиг» предотвратил отпадение от религии сотен тысяч европейских мусульман, особенно молодежи. Насколько этому рады коренные французы и другие европейцы – другой вопрос, но казахстанцы за это не в претензии. Для нас проблема заключается совсем в другом.

Прежде всего, как я уже сказал, у них нет установки на глубокие религиозные знания, среди них крайне мало настоящих знатоков фикха или акыды. Конечно, слабость религиозных знаний – общая проблема для постсоветских государств. Но большинство простых людей из числа верующих не претендуют на занятие миссионерской деятельностью. Тогда как именно является основной деятельностью «Таблиги Джамаат». Совершать призыв – в этом они видят свое предназначение.

При этом их отличительной чертой является отсутствие устава, программы, нежелание регистрироваться где бы то ни было. По сути, это организация-фантом, организация-невидимка. Сейчас «таблиговцы» нередко совершают подмену понятий – якобы в Казахстане запретили таблиг – т.е. «призыв к вере к Аллаху, к намазу» (так переводится арабское слово «таблиг»). На самом деле таблиг – призыв к вере - свободно осуществляется в Казахстане, его никто не запрещал. Для того же Духовного управления мусульман Казахстана таблиг – это основное направление деятельности. Запретили не таблиг, а конкретную организацию «Таблиги Джамаат», в названии которой есть это слово. Но ведь это принципиально разные вещи.

Однако поскольку «Таблиги Джамаат» - это организация-невидимка, ее последователи нередко заявляют «на голубом глазу», что они-де не члены какой-то организации, а «просто» мусульмане, которые «просто» занимаются призывом к вере. Хотя всем прекрасно известно, что такая международная организация существует, и она довольно-таки влиятельна. Если такие люди всерьез уверовали, что они на самом деле «не члены никакой организации» - значит, их очень серьезно обработали. Если же они сами понимают, что к чему, но при этом играют роль – тогда вопросов к ним возникает еще больше…

Также важно, что определенная часть последователей «Таблиги Джамаат» позже переходит в ряды более радикальных групп и организаций. Это также связано с отсутствием установки на глубокое знание. «Таблиговцы», не давая людям такого знания, при этом внушают им энтузиазм и вовлекают в активную общественную деятельность. И немудрено, что такие вовлеченные оказываются потом легкой добычей для проповедников экстремистских групп и течений. Вряд ли именно это является субъективной целью «ТД», но объективно они становятся своеобразной кузницей кадров для настоящих экстремистов.

Из выступления председателя Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф на конференции «Таблиги джамагат» - деструктивное религиозное течение» 29.03.13. По данным зарубежных СМИ, 80% исламистских экстремистов являются выходцами из рядов «Таблиги Джамагат». « Для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги Джамагат». Им свойственна закрытость. Их центры находятся за рубежом. Данная организация является опасной для общества, имеет деструктивный характер и способствует расслоению общества по признаку религиозной принадлежности. Поэтому запрет деятельности организации «Таблиги Джамагат» - своевременная и нужная мера государства…»

«Фантомная» природа этой организации имеет и другие стороны. К примеру, осенью прошлого года, когда религиозные объединения и миссионеры проходили перерегистрацию, «таблиговцы» даже не попытались зарегистрироваться – ни как религиозное объединение, ни в качестве индивидуально действующих миссионеров. (Кстати, почему бы и нет? Но только тогда каждому из них придется как-то подтвердить свою квалификацию, и именно это окажется камнем преткновения для большинства.)

Однако при этом они, никак не регистрируясь, активно продолжали свою деятельность – миссионерство по известному методу «от двери к двери». Естественно, казахстанское государство усмотрело в этом некий вызов, который оно не могло не только допустить, но даже и просто проигнорировать, поскольку речь идет, повторюсь, о мощной и разветвленной международной организации.

Наконец, «таблиговцы» утверждают, что неоднократно предлагали свои услуги муфтияту, но получили отказ. Подробно комментировать я не хотел бы, но следует особо подчеркнуть, что каковы бы ни были причины этого отказа, именно муфтият – лицо казахстанской уммы и структура, представляющая ее как перед собственным государством, так и перед мировым сообществом. Поэтому продолжать организованную деятельность, не одобренную муфтиятом – это уже своего рода семена фитны (смуты), выражаясь языком ислама.

Автор: Зарина Нокрабекова

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.