ПроектыРухани жангыру

Сабля Кобланды батыра

Актюбинская область на сакральной карте Казахстана представлена уникальными памятниками национальной архитектуры. В их числе мемориальный комплекс «Хан моласы», некрополь «Абат-Байрак», мавзолей Кобланды батыра. «Вечерняя Астана» рассказывает об истории этих святынь.

Как сказка стала былью
Мемориал, названный в честь героя казахского эпоса Кобланды батыра, расположен в поселке Жиренкопа Кобдинского района Актюбинской области. Он был открыт 8 сентября 2007 года на месте захоронения легендарного полководца. Любопытно, что долгое время славного воина считали вымышленным персонажем. Только в наше время после неоднократных научных изысканий стало достоверно известно, что Кобланды батыр — реальный человек, живший в период распада Золотой Орды в XV веке. Он сыграл большую роль в исторической судьбе целого региона республики.
Согласно историческим сведениям, батыр жил во времена хана Абулхаира, сына Шайбана, потомка хана Джучи. В «Тургайской газете» за 31 марта 1901 года имеется такое сообщение: «Во времена Акша хана в казахской степи жил известный богач Токтарбай. Он был из рода ногайлы, жену его звали Аналык. К концу их супружеской жизни родился у них сын, которого нарекли Кобланды. На 13-м году от роду Кобланды женился на девице Кортке. С молодых лет он имел склонность к разгульной жизни». Вот интересная характеристика человека, ставшего впоследствии героем легенд.
Основной источник сведений о Кобланды батыре — эпос «Кобланды батыр», где воспеваются подвиги, совершенные им против недругов. Существуют 29 вариантов этого эпоса. Среди них самый обширный — вариант Марабая. В литературных источниках Кобланды батыр обычно именуется как «каракыпчак Кобланды».
Известные ныне топонимические названия Жалгыз-оба, Кособа, Бесоба около поселка Жиренкопа Кобдинского района — это места, где когда-то воевал славный Кобланды с захватчиками.
По словам директора Центра исследований, реставрации и охраны историко-культурного наследия Актюбинской области Аслана МАМЕДОВА, усыпальница Кобланды батыра находится на левобережье реки Кобда. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень, а годом позже останки батыра были перезахоронены, территория огорожена.
— Мемориал уникален по своему архитектурному облику. Высота мавзолея 17,5 метра, ширина — 12 метров. По форме мавзолей напоминает шлем батыра со щитом и мечом. Около мавзолея Кобланды находится камень, о который батыр точил свою саблю длиной три метра, шириной 60 сантиметров. Оружие сохранилось до наших дней и находится на месте захоронения, — говорит Аслан Мамедов.
Когда-то на месте последнего пристанища Кобланды был мазар. О нем в 1906 году писали исследователи края В.Карлсон, а позже и Жозеф-Антуан Кастанье. К сожалению, уже в начале ХХ века от мазара остались только руины. В 50-х годах ХХ века место захоронения посетил известный археолог Алькей Маргулан. В конце шестидесятых годов антрополог Ноэль Шаяхметов провел раскопки и запланировал по методу Герасимова восстановить облик батыра. Определить идентичность Кобланды батыра и научно доказать, что останки в могиле принадлежат именно ему, удалось заведующему Центральной государственной антропологической лабораторией РК Оразаку ИСМАГУЛОВУ.

Заговоренные камни Абат-Байтака
Выдающийся памятник средневекового зодчества — некрополь Абат-Байтак, относящийся к ХІV-ХV векам, — находится вблизи поселка Талдысай. Крупнейший мемориал северной части Арало-Каспийского региона насчитывает более 200 мемориальных архитектурных сооружений — преимущественно камнерезных стел-кулпытасов. Примечательно, что здесь на площади до 600 метров раскинулся огромный некрополь, формирование которого уходит в средневековье. А имя комплексу дал один из немногих сохранившихся в регионе мавзолеев из жженого кирпича с коническим шатровым куполом — мавзолей Абат-Байтак.
С возникновением названия мемориала в народе связано несколько легенд. По общераспространенной здесь был похоронен Абат батыр, сын казахского философа-утописта XV века Асана Кайгы. Он оборонял родные земли от натиска врагов и сумел победить хана калмыков, тем самым вернув соплеменникам захваченные недругом земли. Есть также сведения, что Абат трагичес-ки погиб здесь же, в урочище Бескопа, когда по заданию отца искал привольные места для перекочевки. Якобы он был сброшен верблюдицей и разбился.
Как сообщил Аслан Мамедов, по архитектурно-стилевым признакам, отчасти по легенде, мавзолей датируется концом XIV — началом XV века. Грандиозное сооружение было построено в кратчайшие сроки жителями этих мест. Отсюда вторая часть названия «байтак» — широкий, необозримый, всенародный.
— Мавзолей виден издалека — за несколько километров, он будто подпирает небо. Неизвестный мастер-архитектор, сооружая его, предусмотрел и эту особенность. По словам исследователей, Абат-Байтак для заблудившегося путника был маяком в безлюдной степи. Специалисты отмечают, что долгое время памятник считали утерянным. Это незаурядное строение фактически заново было открыто экспедицией в 1979 году. Сохранившаяся высота величественного мемориала 14,5 метра. В начале XXI века мавзолей Абат-Байтак также был заново отреставрирован, — пояснил собеседник.

Как погиб Абулхайыр хан
Мемориальный комплекс «Хан моласы» (могила хана) представляет собой большое казахское кладбище, появившееся во второй половине XVIII века на территории Айтекебийского района Актюбинской области, в четырех километ-рах к западу от места слияния рек Олкейек и Кабырга. Некрополь, состоящий из тысячи надмогильных сооружений с сырцовыми мавзолеями и оградками, связывают с местом гибели в 1748 году хана младшего жуза Абулхайыра в бою с султаном среднего жуза Бараком.
По словам Аслана Мамедова, монументальное строение «Хан моласы» состоит из мавзолея над могилой правителя и памятного знака и представляет собой высокий стилобат, из центра которого взмывают три стелы-знамени, покрытые тамгами всех казахских родов. Такая концепция, по мнению автора, архитектора Бека Ибраева, отражает деятельность хана, сумевшего в жестоких условиях вой-ны с джунгарами объединить казахские жузы в единый народ. Стилобат понимается как ступенчатый курган, а возвышающиеся над ним стелы-кулпытасы с тамгами-гербами олицетворяют народы и племена, участвовавшие в создании казахского этноса. На сегодняшний день сакральный объект стал местом паломничества и одной из знаковых достопримечательностей Актюбинской области.
Дана АМЕНОВА 
Фото с сайта ruh.kz

Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть