Казахстанские бизнес-леди отличаются высоким уровнем образования

18 Февраля 2013 / 2226 / ()
Казахстанские бизнес-леди отличаются высоким уровнем образования

Деловой мир современного Казахстана отличается высоким уровнем женского участия в самых разных сферах деятельности, в том числе в бизнесе, где «горшки обжигают» не только представители мужского рода. Между тем в бизнес за руки не водят. И рыночные ниши, подобно пчелиным сотам, требуют приложения немалых усилий, средств и знаний со стороны тех, кто участвует в бизнесе не только из сугубо материальных интересов.

В мире немало государств, где по сей день существует дискриминация по отношению к женщинам при получении высшего образования, права владения частной собственностью, найме на работу и прочих моментах реализации жизненных прав. Проблемы женщин в этих странах выражаются также в более низкой оплате труда по сравнению с мужчинами или в большей предубежденности к ним как деловым партнерам. В периоды экономических спадов в числе безработных или работающих за мизерную плату, в первую очередь, оказываются именно женщины из числа рабочих-мигрантов из сельской местности. Словом, женское участие в международной деловой специфике не во всех случаях укладывается в цивилизованные рамки и сопряжено определенными рисками и проблемами.

Казахстан – светское государство. И женщинам в нашей стране предоставлено полное право выбора путей самореализации. В этом плане казахстанским женщинам явно повезло больше, поскольку традиции и законы государства не содержат в отношении слабого пола никаких ограничительных рамок или предубеждений.

Следует отметить, что стремление к самореализации и финансовой независимости свойственно всем людям, однако в силу различных обстоятельств не все могут достигать этих целей. Возможности госсектора в плане предоставления специалистам-женщинам служебных мест довольно ограничены. И, разумеется, не все образованные дамы могут состояться в этой сфере в качестве работников государственных органов и ведомств. Другое дело – сфера частного предпринимательства, перспективы которой в плане самореализации личности и достижения финансовой независимости поистине безграничны, особенно для людей, сведущих в тонкостях своей профессии на основе опыта и знаний.

Согласно социологическому исследованию Ассоциации деловых женщин Казахстана, контингент бизнес-леди нашей страны отличается высоким уровнем специалистов с высшим образованием. В частности, число женщин-предпринимателей, имеющих высшую квалификацию, в том числе научную степень, составляет 30% от общего количества людей, участвовавших в опросе. При этом высшее образование имеют порядка 44,8%, незаконченное высшее – 4,6%, средне-специальное – 16,9%, общее среднее – 2,2%, неполное среднее или восьмилетнее образование – 1,2%.

С точки зрения психологов, наибольшее стремление к предпринимательской активности проявляется у женщин к 30 годам, когда они достигают определенной зрелости и психологически готовы начать свой бизнес. Как правило, именно в этом возрасте человек начинает более трезво оценивать свои возможности и способности, в том числе формировать четкую перспективу социального будущего. Поэтому причины, побудившие женщин заниматься предпринимательством, являются важной социально-экономической характеристикой женского бизнеса.

Согласно данным Ассоциации деловых женщин Казахстана, в этом плане выделяются две основные группы женщин-предпринимателей: инициативные – 84,9% и вынужденные – 15,1%.

Представители первой группы предпринимателей начинают заниматься бизнесом в целях самореализации, а также из интереса или престижа. В отличие от них другую категорию на это толкает жизненная необходимость или отсутствие работы с достойной финансовой отдачей. К этой же группе относятся и те, кто «больше ничего не умеют», не имеют образования или возможности работать, что называется от звонка до звонка.

Женский характер бизнеса

Согласно результатам опроса, независимость и свобода являются первопричиной, почему женщины стремятся открыть свое дело. Около 41,1% опрошенных женщин-предпринимателей объяснили это желанием работать в свободном графике и быть в этом плане независимыми от посторонней воли. Другая не менее важная причина ухода женщин в бизнес – финансовая независимость. Так, 40,9% опрошенных женщин-предпринимателей привлекает реальная возможность прибыльности бизнеса. Число тех, кому приходится работать в сфере бизнеса вынужденно, составило 20,8%. Из них 7,3% опрошенных ответили «у меня нет квалификации для занятия другими видами деятельности», 5,9% – не могут найти своего применения в других сферах, 6,4% – потеряли свою предыдущую работу, 1,2% – хотели иметь дополнительный доход.

Нематериальную сторону занятия предпринимательской деятельностью отметили лишь 7,3% опрошенных женщин. Среди них 4% участвовавших в опросе заявили, что занятие предпринимательской деятельностью «это их призвание или жизненное предназначение», 2,6% опрошенных стремятся своей деятельностью приносить пользу обществу и государству и лишь 0,7% - хотят развивать сферу, в которой работают.

Открывая собственное дело, женщины стремятся к поставленным целям и имеют в этом смысле определенные ожидания. В частности, большинство опрошенных потенциальных предпринимательниц ожидают стабильных и максимальных доходов – 59,5%. Стремятся иметь независимость и быть уверенными в себе 26,2% опрошенных женщин, желают реализовать свои планы и амбиции, раскрыть свои возможности и способности – 20,6%.

По мнению социологов, идеи открытия собственного бизнеса, в большинстве случаев связаны с недостатком услуг на рынке и острой необходимостью в их разнообразии. Например, на рынке частных услуг дошкольного воспитания сегодня спрос превышает предложение, что, безусловно, является предпосылкой для приложения сил в данной сфере активности.

Как показывает практика, женское предпринимательство сосредоточено в сфере услуг и торговле. Традиционным бизнесом для женщин являются салоны красоты и парикмахерские, гостиницы и кафе, детские сады и образовательные центры, туристические компании, агентства по недвижимости, а также мелкорозничная торговля. При этом сфера производства остается недостаточно охваченной женским участием.

По результатам опроса, более половины казахстанских женщин-предпринимателей, а именно 58,8%, имеют свой бизнес в сфере услуг. Около 33,4% освоили сферу мелкорозничной торговли. А вот производственников среди женщин-предпринимателей, участвовавших в исследовании, оказалось не густо – всего 7,8%.

Между тем опыт, знание и практика имеют важное значение в выборе женщинами сферы разворота бизнеса. И в этом плане им в меньшей степени свойственно выстраивание бизнеса в неизвестной для них сфере деятельности. Так, отвечая на вопрос «Почему вы выбрали именно данную сферу?», порядка 33,2% опрошенных бизнес-леди ответили, что их выбор связан с немалым опытом работы в выбранной сфере.

Столичный деловой ракурс

Тенденции деловой специфики Астаны также свидетельствуют о заметном росте женского участия в предпринимательской деятельности.

По данным Агентства РК по статистике, численность населения Астаны на начало 2012 года составила 742 918 человек, из которых 383 511 человек или 51,6% – женщины. Доля женщин, занятых предпринимательской деятельностью, составила в минувшем году 9,5% от общего количества женского населения столицы.

По данным предыдущего 2011 года, общее число женщин, занятых в малом и среднем бизнесе, оценивалось в пределах 178116 тысяч человек или 47,4% от общего количества людей, работающих в этой сфере. При этом большинство из них, около 93,7% были наемными работниками.

Столичные женщины-предприниматели заняты в основном в двух сферах деятельности: торговле – 46% и услугах – 51%.

В числе основных причин, подвигающих слабую половину нашего общества к занятию собственным бизнесом, преобладают такие факторы, как стремление к самореализации и финансовой независимости – 28%, желание работать вне жесткого графика – 26%, возможность ведения прибыльного бизнеса – 26% и потребность в деньгах – 16%.

По словам одной из бизнес-леди столицы, достигшей в своем деле немалых успехов, безграничные возможности для занятия бизнесом кроются в сфере оказания услуг населению. Именно эта сфера сегодня как никогда нуждается в новых идеях и свежих силах бизнеса, которые могли бы предложить населению новые виды решений их социальных проблем, в том числе в плане обеспечения культурного досуга граждан. Другая сфера – это переработка вторичных ресурсов, которая также имеет огромные перспективы для роста отечественного бизнеса и в которой женское участие также могло бы иметь определяющее значение.


Автор: Досжан Нургалиев

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.