Работа допоздна – значит, хромает менеджмент

31 Марта 2014 / 1651 / ()
Работа допоздна – значит, хромает менеджмент

Внедрять ли международные стандарты на свое предприятие? Улучшит ли это бизнес и увеличит стоимость нематериальных активов или создаст ворох ненужных бумаг? Свет на столь сложную дилемму пролили представители международной компании «Бюро Веритас» при помощи Региональной Палаты предпринимателей в рамках серии семинаров, посвященных внедрению систем менеджмента в отечественные компании.

Бесплатные семинары для специалистов и руководителей предприятий по практическим аспектам внедрения систем менеджмента качества на основе требований международных стандартов ИСО 9001, ИСО 50001 и ИСО 22000:2005 прошли в стенах столичного Центра обслуживания предпринимателей.

Инициатором обучения стала международная компания «Бюро Веритас» - мировой лидер в области сертификации.

На обучении присутствовали руководители предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, заинтересованные в повышении своей конкурентоспособности.

В ходе семинаров было рассказано о системах по внедрению интегрированных систем менеджмента, энергоменеджмента и безопасности пищевой продукции.

Большое видится на расстоянии

Как отметил представитель «Бюро Веритас» Алексей Сальников, руководители компаний и предприятий, где был введен стандарт менеджмента качества, имеют неправильное представление о сути стандарта и о его месте в управлении предприятием, о возможностях данных стандартов.

- У многих сложилось впечатление, что стандарты ИСО – это то, как правильно раскладывать бумагу, - говорит Алексей.

Стандарты – это не алгоритм четких действий, а методология, смысл которой не стоит искать в самих пунктах стандартов.

- Конкретики действий для вашего предприятия в стандартах вы не найдете, - сказал он. – Они не написаны под производство молока, кирпича или т.п. Необходимо понять основополагающие принципы в целом.

Существует множество успешных развитых предприятий, в которых нет бумажного документооборота. Это говорит о налаженной системе менеджмента, причем эффективной.

По данным «Бюро веритас», стоимость компании, которая имеет сертификацию, в среднем на 30% дороже аналогичной «несертифицированной» компании. Стандарты могут быть приняты в организации любого размера: от мультинациональных компаний со штатом сотни тысяч сотрудников до индивидуального предпринимательства, где работает фактически один человек.

На чем основываются стандарты

Основой стандарта ИСО 9000 является ряд принципов менеджмента качества. В том числе большое внимание уделено потребителю, мотивации и вовлеченности высшего руководства, процессному подходу и постоянному совершенствованию. Использование ИСО 9000 гарантирует, что потребители получат продукцию и услуги стабильно хорошего качества, что, в свою очередь, принесет много преимуществ бизнесу.

Проверка работоспособности системы является важной частью стандарта. Организации должны проводить внутренний аудит для проверки работы системы менеджмента качества.

Основополагающими принципами стандартов является система PDCA (Plan-Do-Check-Act), на которой базируются все системы менеджмента.

Для того чтобы эта модель улучшения процессов была понятна каждому, представителем «Бюро Веритас» был приведен бытовой пример - поход на рынок, отражающий суть этой модели, которая применима к методике деятельности любой организации, структурного подразделения и каждого отдельного работника.

Первый пункт модели (Plan) заключается в планировании ресурсов: информационных, материальных, временных и т.д. В данном примере составляется список: картошка, порошок, хлеб, к примеру. Планируется маршрут.

Второй пункт (Do) производится действие – сама покупка. Далее следует проверка, анализ (Check). Стоимость купленных продуктов, их качество. К примеру, купленный картофель оказался гнилым. Некоторые продукты субъект не записывал – растрата бюджета не по назначению. На этом этапе проводится анализ похода на рынок и выявление несоответствий. В данном случае в виде потери денег, покупки некачественной продукции и длительного времени пребывания на рынке – не уложился до обеда, к примеру. В результате система (готовка обеда), бюджет компании (семьи) пострадал.

В заключительном четвертом пункте (Act) ставятся планы покупать более качественную продукцию, выбор быстрого маршрута, очередность покупок (зачем ходить с мешком картошки покупать хлеб, когда можно более рационально) с меньшими финансовыми и временными ресурсами.

Примерно так на бытовом примере работает цикл PDCA.

- Своеобразной «фишкой» стандарта, и в частности принципов PDCA является то, что они предотвращают возможность субъекта (предприятие, отдел) наступить на одни и те же самые «грабли» ошибок и несоответствий, - говорит Алексей Сальников.

Согласно этому принципу необходимо проводить не коррекцию – устранение несоответствий, а корректирующие действия – устранение причин несоответствия, то есть комплекс действий предотвращающий возможность появления несоответствия в будущем.

Мифы о стандартах

Спикер развеял популярное мнение о том, что стандарты ИСО существенно отличаются от других стандартов. Кроме того, стандарты, принятые в Казахстане, имеют точно такую же структуру.

- Нет особой разницы, у кого сертифицироваться: у государственных органов, либо международных компаний, - говорит спикер.

Другой миф касательно стандартов гласит, что сертификация – это проявление «западничества». В опровержение спикер привел несколько убедительных фактов.

- Когда была создана организация ИСО, самым первым председателем был представитель советского госстандарта. Между советской комплексной системой управления производством и современными стандартами существенных различий нет.

«Болячки» внедренных стандартов

Около 80% руководителей предприятий, на которых введена система ИСО, используют имеющиеся инструменты не в полном объеме, система качества введена формально. В частности вопросы, связанные с анализом со стороны руководства, корректирующими действиями.

Зачастую бизнесмены сертифицируются ради участия в тендерах, отойдя от главной цели сертификации – навести порядок в своей компании.

Среди причин неправильной работы компаний по стандартам спикер назвал наш менталитет, который проявляется в нежелании регистрировать (производить соответствующие записи) несоответствия в работе организации. Отечественные бизнесмены привыкли решать проблемы не комплексно, а одномоментно - здесь и сейчас, несмотря на то, что проблема «всплывет» в скором времени. Это касается даже выпуска несоответствующей продукции.

В Японии, к примеру, дела обстоят иначе. Существуют клановость и патриотизм в своей компании. Кроме того, в ряде японских компаний функционируют так называемые «кружки качества», на которых в нерабочее время любой работник компании вносит свои предложения по улучшению, доработке существующих процессов. В других же странах, в том числе нашей, развит индивидуализм, неучастие в системе качества и переход с одного места работы на другое.

Алексей Сальников, представитель «Бюро Веритас»:

То, что у нас свет горит в организациях до 11 вечера – это не показатель работоспособности, а индикатор того, что менеджмент хромает. Распоряжения приходят не вовремя, а работа выполняется за вчерашний день.

В первую очередь, качество менеджмента на предприятии и продуктивность введения стандартов серии ИСО 9000 зависит от руководства компании или предприятия, от их взглядов и серьезности подхода к введению данного вопроса. Именно самоуверенность со стороны директоров компаний может приводить к негативным последствиям при контроле качества менеджмента, а также не принесет никакого положительного сдвига даже от внедрения стандартов, таких, как международные стандарты ИСО 9000.

- Зачастую планерки в организациях проходят не по надобности, полномочия и обязанности точно не распределены. Не должна выполняться чужая работа, все детально должно быть определено, - говорит эксперт.

В деятельности любой организации должна быть так называемая добавленная стоимость. При процессном подходе внутри процесса осуществляется определенное преобразование, дающее на выходе добавленную стоимость. Другими словами, что перестанет функционировать в системе, если перестанет работать тот или иной человек, занимающий должность? Именно этот подход помогает определить, кто чем занимается в организации, а кто просто «просиживает штаны».

Важнейшим вопросом внедрения стандартов является их интеграция на одном предприятии. К примеру, стандарты качества менеджмента и стандарты энергоменеджмента не должны быть разделены на предприятии. Настоящей «болячкой» сертифицированных предприятий является ненужный документооборот, возникший в результате отсутствия интеграции нескольких стандартов.

При разработке внутренних документов в соответствии со стандартами учитывается уровень компетентности персонала. Вопреки жалобам многим руководителей об огромном количестве документооборота, в развитых компаниях все записи делаются на одном листе бумаги в виде блок-схемы. Персонал понимает и выполняет – значит это эффективно. Другой пример – процедура проведения внутреннего аудита на сотне страниц.

- От чего зависит размер документа? От сложности процесса, разумеется. И от уровня компетентности персонала, - говорит Алексей.

В целом руководству каждого предприятия необходимо задуматься о внедрении стандартов. И самое важное - о том, что это даст. Вопрос добровольный: вводить стандарты формально ради получения бумажки или наладить систему менеджмента качества, развиваться и повышать конкурентоспособность.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Тимур Аубакиров

Тимур Аубакиров