Сакен Абдуллаев: «Судебная защита должна быть эффективной»

18 Января 2013 / 743 / ()
Сакен Абдуллаев: «Судебная защита должна быть эффективной»

В Стратегии «Казахстан-2050» Президент страны отмечает, что важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией. Задачи, поставленные Главой государства перед судебной системой республики по избавлению от излишнего бюрократизма вполне решаемы, и одной из форм достижения данной цели является внедрение новых технологий.

Так, судами города Астаны в этом году внедрен новый проект по ведению протоколов судебного заседания на электронных носителях, что приносит свои плюсы (оперативно выдаются копии протоколов, уменьшаются жалобы со стороны населения и т.д.). Также в столичных судах в текущем году впервые начали приниматься электронные исковые заявления посредствам интернет-связи, что позволяет избежать излишней траты времени.

Задач, поставленные перед нами, будут реализованы в ближайшее время, тем более, что для этого имеется достаточный потенциал и ряд новых идей. Однако многое в этом деле зависит и от законодательной и исполнительной власти. В частности, недостаточное финансирование судебной системы не позволяет в полной мере заработать уже действующим информационным технологиям, таким, как аудио-видеофиксация процесса, допрос свидетелей, находящихся в других регионах, посредством online связи и так далее.

Одной из задач является облегчение процедуры получения гражданами информации из судов. В этой связи необходимо внедрить такую систему, при которой любой гражданин, который знает номер дела, находящегося в производстве, может позвонить и узнать, на какую дату назначено или отложено судебное заседание, а если оно уже состоялось, то каково его решение.

Что касается внесудебного урегулирования споров, то следует отметить, что по уголовным делам Закон « О медиации» применяется не на достаточном уровне. Это обусловлено тем, что помощь медиатора является платной, и в большинстве случае подсудимые, как правило, предпочитают примирение с потерпевшим и компенсацию причиненного вреда, нежели оплату услуг медиатора. В связи с этим, возможно, надо доработать данный закон с учетом существующей практики.

С введением с 1 июля текущего года в действие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», судебная система перешла на режим работы в условиях обновленного процессуального закона, по новым правилам апелляционного и кассационного производства. Рассмотрение судебных актов в Верховном суде с 1 июля возможно только при условии их обжалования через кассационную инстанцию.

Таким образом, данное новшество, введенное в законодательство, а также отсутствие необходимости возвращения дел на новое судебное рассмотрение будет способствовать защите прав и интересов граждан, дисциплинировать стороны в процессе, избавит участников судебных разбирательств от волокиты.

В настоящее время суды принимают исковые заявления в электронном виде, что позволило снизить количество поступающих жалоб, количество лиц находящихся в судах, повысить организацию работы и оперативность рассмотрения дел.

Что касается основных причин жалоб на работу судебных органов, то они кроются в недостаточной юридической грамотности населения. Необходимо учесть, что суды принимают исковые заявления в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства и в установленном им порядке.

Бывает и так, что граждане, обращаясь за юридической помощью, нанимают неквалифицированных представителей. В результате этого возникают недоразумения.

Автор: Сакен АБДУЛЛАЕВ, председатель суда города Астаны

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.