Сетевой маркетинг: пирамида с лабиринтом и ловушками

6 Февраля 2014 / 9021 / ()
Сетевой маркетинг: пирамида с лабиринтом и ловушками

Хотите доход в несколько тысяч долларов или вовсе  стать бизнесменом-миллионером? Независимо от возраста и уровня образования?... Уже закаленный «сетевухой» столичный житель без интереса отнекивается от таких предложений и, не вчитываясь, пролистывает подобные страницы на сайтах поиска работы. Однако, неугомонные проповедники МLM (multilevel marketing) продолжают поражать своей неистощимой фантазией и искусством заманивать на собеседования. Суть этого вида бизнеса постарался раскрыть корреспондент «Вечерней Астаны».

Три дня на побег

Длительное время Томирис не могла найти работу. Перспектива стать дистрибьютором-зазывалой в компании сетевого маркетинга или продавцом-консультантом в магазине бытовой техники ее ничуть не привлекали. И вот, наконец, долгожданный звонок, серьезный деловой разговор и отрицательный ответ на ее вопрос «Вы не сетевики?», который обрадовал и оптимистично настроил молодую девушку.

На собеседовании не было ни психологического промывания мозгов, ни толпы фанатичных почитателей продукции. Суть работы заключалась в осуществлении «холодных» звонков – часто используемого инструмента большинства успешных компаний. Зарплату обещали по меркам столицы «хорошую». Три дня Томирис проходила стажировку и готовила документы, рабочий график устраивал, и вообще ничего не вызывало у нее опасений. И лишь в день подписания договора соискательнице нагло сообщили, что это - сетевой маркетинг и они больше не в силах «пудрить ей мозги». Однако главным аргументом продолжения работы была фраза: «Не зря же Вы три дня отходили». И далее, словно актеры после окончания театрального представления, сотрудники офиса закончили имитацию рабочего процесса и цинично стали проводить стандартную «сетевую» презентацию.

Призрачная Toyota Camry

Впрочем, потерянные Томирис три дня – «цветочки» по сравнению со случаями, когда сетевики откровенно запускают свои щупальца в карманы доверчивых соискателей.

Карточки путешествий, месячный доход в четырехзначную сумму «зеленых», сплоченный коллектив и возможность обеспечить безбедное существование родным и близким – все эти заманчивые обещания блеском отражаются в глазах пришедших на собеседование соискателей. Среди них по классическому сценарию оказалась безработная выпускница столичного вуза Диляра. И, несмотря на то, что в подвальном офисе пахло далеко не успехом, девушка решила попробовать себя в этом бизнесе, тем более, на собеседование ее пригласила подруга детства.

Нейролингвистическое программирование - направление в психотерапии и практической психологии, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью.

Вопросы о ценах и продукции игнорировались в первые дни «лоботомии». После нескольких встреч в одном и том же кафе с людьми, героически пытающимися, по их словам, достигнуть финансового успеха, чтобы помочь больным родителям, братьям и т.д., Диляру пригласили на разговор с человеком, разбогатевшим с помощью их компании.

Тревожным звонком для девушки послужила нелепая ситуация, когда псевдобогатей не смог ответить на элементарные вопросы о якобы имеющемся у него автомобиле Toyota Camry 50-ке. Все точки над «i» расставила случайная встреча с этим же самым человеком на остановке городского общественного транспорта недалеко от того же кафе. В наличии «лохотрона» девушка теперь уже не сомневалась, но, дабы не обидеть подругу, продолжала соглашаться на бесконечные встречи. Сумма для вступления в бизнес оказалась значительная – около 200 тысяч тенге. Девушку всерьез уговаривали взять эти деньги в кредит в банке. Вскоре, по мнению сетевиков, наступил «дэдлайн», когда все собравшиеся персонажи хором уговаривали принести деньги, причем срочно. В ход шли аргументы всех тонов и настроений. После этого девушка решила больше не ходить на встречи, порвав все отношения с подругой, которая в унисон коллегам требовала от нее деньги. Как оказалось позже, уже бывшая подруга Диляры сама оказалась на крючке и отчаянно пыталась хотя бы вернуть вложенные средства.

Даром не надо

Защитники MLM-бизнеса рекомендуют не путать финансовые пирамиды и сетевой маркетинг. Главное отличие последних, по их мнению, заключается в наличии товара, а не просто создании сети.

Однако, любая схема сетевого маркетинга, в которой участник заинтересован в привлечении новых участников, является «человеческой пирамидой», в которой шанс заработать хоть какие-то разумные деньги есть только у тех, кто успел оказаться наверху пирамиды. Таких людей, при благоприятном раскладе, будет от нескольких до нескольких десятков на миллионный город, а десятки тысяч окажутся на самом нижнем уровне и не заработают вообще нисколько.

К тому же прописная истина экономической теории гласит, что успешность фирмы определяется спросом на товары и услуги компании. И совершенно справедливо возникает вопрос: «кому нужна эта продукция?». Золотые подвески за 400 долларов, БАДы, коих полные прилавки аптек, или сомнительные карточки путешествий по несомнительной цене, вряд ли убедят нашего сурового и прагматичного казахстанского покупателя в их жизненной необходимости. Поэтому зачастую единственным инструментом привлечения дистрибьюторов остается откровенная ложь.

Не прижилось

Известные мировые гуру успеха и процветания Роберт Кийосаки, Ренди Гейдж и другие считают МLМ наиболее эффективным инструментом построения бизнеса «с нуля». Сравнительно небольшой первоначальный вклад, отсутствие расходов на традиционную рекламу, работа в дружном коллективе – все это делает сетевой маркетинг массовым «клондайком».

Однако даже на благоприятной почве США миллионеры МLМ растут негустыми рядами. По данным всемирной ассоциации прямых продаж, число занятых в мире в этом бизнесе в 2011 году составило около 92 миллионов человек, а суммарное количество объемов продаж составляет около 154 миллиардов долларов. Делая простой подсчет, можно вычислить, что оборот на одного дистрибьютора не достигает даже 2000 долларов. Причем оборот, а не чистая прибыль, и это за год. Можно смело утверждать, что американцы за такое вознаграждение работать не будут, поэтому львиная доля прибыли приходится именно на верхушки «человеческих пирамид».

Отсюда можно сделать вывод, что информация про сотни тысяч долларовых миллионеров – байки проповедников МЛМ-бизнеса.

Что касается наших реалий, то, добавив к этим минусам казахстанское резко отрицательное отношение к сетевому маркетингу и относительно небольшой человеческий потенциал страны, получим крайней степени отторжение этого вида бизнеса.

Но все равно идут же

Как считают психологи, основными дистрибьюторами сетевых компаний являются социально уязвимые слои населения. Отчаявшиеся безработные граждане и пенсионеры в качестве последней инстанции выбирают МLМ-компании. Сказывается контраст между суровыми законами рынка, оставивших этих людей на обочине, и дружественной, нацеленной на успех атмосферой сетевого маркетинга.

- Граждане, обманутые сетевиками, сталкиваются с определенными психологическими проблемами. Здесь проблема заключается не столько в невозможности вернуть вложенные средства, сколько в потере коллектива, нацеленного на успех и поддерживающего реализацию мечты человека, - говорит психолог высшей категории ОО «Келешек» Наталья Семененко. – Поэтому зачастую отчаявшиеся бывшие дистрибьюторы снова вступают в сетевые компании в поиске моральной поддержки.

В качестве наиболее активного инструмента психологического воздействия сетевики используют психологическое воздействие наподобие нейролингвистического программирования. Для создания пирамидальных и полупирамидальных схем дилетанты НЛП используют отдельные техники этого эффективного инструмента достижения успеха, отрывая от контекста. Разумеется, это наносит больше вреда, чем пользы. Дистрибьюторы становятся навязчивыми зазывалами, причем не желающими трезво и критически оценивать свои возможности в этом бизнесе.

Чисты перед законом

Законодательство развитых стран рассматривает сетевой маркетинг как легальный способ распространения товаров и услуг. На сегодняшний день в Казахстане специальная законодательная база, регулирующая деятельность МLМ - фирм, отсутствует. Сетевики вполне реально регистрируются как индивидуальные предприниматели и даже делают налоговые отчисления, пока финансовая полиция борется с «откровенными» финансовыми пирамидами.

МLМ-компании не отрицают огромные риски неполучения прибыли, ссылаясь на то, что конечное решение - работать с компанией или нет принимает сам соискатель.

Однако переубедить людей заниматься этим вполне законным бизнесом, где всего 5% занятых получают хоть какие-то деньги, достаточно сложно. И хотя у МLМ-компаний есть алиби – товар, но, как ни крути, инструментом обогащения является все та же геометрическая фигура. Удачная маскировка под легальную деятельность и тщательно продуманная стратегия позволяют таким компаниям адаптироваться к законодательству многих стран. И все же последней мерой предосторожности граждан должно быть подавление желания получить «легкие» деньги и элементарный здравый смысл.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Тимур Аубакиров

Тимур Аубакиров