Светлана Романовская: "Потребитель содержит бизнесменов, а не наоборот"

7 Января 2014 / 969 / ()

Накануне новогодних праздников наша потребительская активность увеличивается в разы. В поисках подарков, продуктов и новых нарядов, поддавшись всеобщему ажиотажу, мы готовы скупать абсолютно все, что не противоречит содержимому наших кошельков. И в такие моменты зачастую совершаются ненужные покупки товаров, чьи потребительские свойства нас не устраивают. Депутат Мажилиса Парламента, президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская призывает дарить подарки…с чеком, чтобы человек мог спокойно обменять товар или получить гарантийный ремонт.

-Недавно офис Национальной лиги потребителей открылся и в Астане. Уже есть реализованные проекты?
- Безусловно. Например, одна из особенностей столичного общепита это навязывание депозита и обязательный заказ горячих блюд. Представляете, приехал человек в два часа ночи потанцевать, а ему говорят, заказывай горячее блюдо. Если человек отказывался, то его не обслуживали. Наша специальная группа со скрытой камерой посетила ряд ресторанов и представляете, нигде с нас не потребовали депозит или обязательное горячее. Конечно, из-за этого пришлось поменять тему программы, но главное ведь результат. Предприниматели тоже стали понимать неправомерность своих требований.

- Какие планы у вашей Лиги на 2014 год?

- Мы планируем работу по четырем основным направлениям. Первый проект - это некачественный бензин. Автолюбители смогут с помощью специальных тестов проверить качество топлива. Для этого достаточно капнуть бензин на лакмусовую бумажку, если она изменила цвет, значит топливо некачественное. В Казахстане из-за некачественного топлива ежегодно выходит из строя около 100 тысяч автомобилей. Кроме того, некачественное топливо вредит здоровью, в первую очередь, маленьких детей. 

Мы будем собирать информацию на нерадивые АЗС и если они не прекратят реализацию некачественного топлива, то будем подавать на них в суд. Второе направление, это школьное питание. Здесь у нас есть взаимопонимание с и директорами школ и родительскими комитетами о том, что ситуация требует кардинальных изменений. Ведь речь идет о здоровье подрастающего поколения.
Третий аспект это услуги КСК. Как известно, с 1 января 2014 года планируется введение обязательных отчислений в ремонтный фонд в размере 34 тенге за один квадратный метр. Понятное дело, что в стране жилищной фонд обветшал и требуется капитальный ремонт, но также важно, чтобы эти деньги пошли по назначению, а не были потрачены председателями КСК на какие-то другие цели. И четвертый аспект, финансовый. Казахстан занял первое место в мире по невозвратным кредитам. Красиво жить не запретишь, но надо понимать суть подписываемых договоров, читать те документы, которые вы подписываете. Доход населения за минувший год вырос на 8%, тогда как банковские ставки составляют от 20 до 56%.

- По поводу школьного питания. Дешевые и некачественные обеды это разве не результат прорех в законодательстве? Вы как депутат, прилагаете усилия, чтобы на самом высоком уровне решить этот вопрос?

- Да, это был недостаток закона «О госзакупках», но теперь пункт, касающийся питания детей выведен из этого документа. Главным будет не цена, а качество, количество калорий необходимых детям в том или ином возрасте. Мои коллеги одобрили эту норму, теперь документ находится в верхней палате парламента. Думаю, и сенаторы нас поддержат. Изменится и сам закон о государственных закупках. Они будут проходить в два этапа. Вначале отберут самые лучшие предложения по качеству, а затем уже будут изучать ценовые предложения. А как у нас было до этого, выбираем самое дешевое, которое долго не работает, часто ломается, не отвечает характеристикам и в итоге бюджет терял, а не экономил.


- На ваш взгляд, сознание потребителей меняется?

- Да, потребители становятся все более грамотными и это радует. Мы также активно способствуем этому процессу, обучая людей на различных тренингах. Хотя, конечно, есть еще непонимание. Например, одной женщине испортили в химчистке пальто. Затем в той же химчистке – шубу. В третий раз, когда она к нам пришла я не выдержала и сказала, неужели больше нет химчисток. Она думала, что предприниматели сделают выводы, и больше не будут допускать брака в работе. Надо помнить, что мы содержим бизнесменов, а не наоборот. И мы вправе требовать за свои деньги высокое качество продукции, обслуживания и уважения к себе.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Самат Искаков

Самат Искаков