Тоталитарные секты – угроза семье и обществу

15 Марта 2013 / 1799 / ()
Тоталитарные секты – угроза семье и обществу

Все имеет начало и конец. В 70-х годах прошлого тысячелетия мир потрясла неслыханная доселе история с ужасным концом псевдорелигиозной секты «Народный храм». Тогда от идеологии лжепастора погибли около тысячи человек. Это была первая страница в книге историй псевдорелигиозных учений и течений. Когда будет закрыта эта книга, ведущая к тьме и уводящая от света истинной веры, не имеющей ничего общего с террорами, убийствами, порабощением воли и духа, зависит от каждого из нас. Ведь каждому из нас по силам повышать свою религиозную и правовую грамотность, быть внимательным к близким, чтобы не пропустить момент, когда они свернули на дорогу, ведущую в никуда.

«Народный храм»

В ноябре 1978 года весь мир узнал о страшном конце секты «Народный храм», которую возглавлял Джим Джонс. На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном. После этого некоторые из них подчинились его приказу и совершили самоубийство, выпив яд. Другие не сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.

Это был первый ставший широко известным в современном мире случай, продемонстрировавший смертоносность религиозного тоталитаризма. Первый, но, к сожалению, далеко не единственный…

Как все начиналось

Начало 70-х годов двадцатого века, Соединенные Штаты Америки. Началось все в Миннеаполисе, а затем продолжилось в Сан-Франциско, где «евангелическую группу» Джонса очень полюбили разные либеральные протестанты за ее «социальную» направленность и обращенность к бедным и обездоленным слоям населения. Лишь по прошествии нескольких лет наружу начали просачиваться слухи об установившемся в секте Джонса суровом контроле над верующими, о финансовых поборах, обожествлении лидера, жестоких наказаниях, сексуальном насилии и других нарушениях прав человека. Запахло скандалом, и Джонс объявил о новом, вдохновленном свыше решении — всем нужно покинуть этот растленный город и ехать в Латинскую Америку, в Гайану, где в прекрасном теплом климате, в девственных лесах, на свежем воздухе, вдали от грязи, разврата, расизма и социальной несправедливости американских городов истинные верующие построят себе рай на земле. Большая часть верующих, одурманенная и запуганная своим богоподобным лидером, последовала за ним. К тому времени Джонс уже открыто провозгласил себя реинкарнацией Христа, Будды, пророка Баба (основателя бахаизма), Ленина и Самого Всемогущего Бога (естественно, Христа он считал не Богом, а великим социальным реформатором). «Всемогущий Бог» Джонс начал с того, что обнес место строительства идеального города колючей проволокой и поставил по периметру вышки с вооруженными до зубов охранниками. Он называл их своим «ангелами» и предупреждал: «Если кто захочет покинуть земной рай, мои ангелы о нем позаботятся». Теперь, среди непроходимых джунглей, в окружении вооруженных «ангелов», он мог на все 100% контролировать своих последователей. Рабочий день под палящим тропическим солнцем и в удушающей влажности болотистой малярийной местности продолжался 12 часов под присмотром тех же охранников и под аккомпанемент истерических выкриков Джонса, в записи передававшихся по громкоговорителям. Жили люди в бараках на двух-трех этажных нарах. Кормили рисом с подливкой из бульонных кубиков и муки, а в особые дни добавляли немного бобов. Это при том, что на заграничных банковских счетах Джонса лежали десятки миллионов долларов, полученных им от последователей, которые обязаны были отдавать ему всю свою собственность, а затем бесплатно работали на него. Сам Джим Джонс жил в отдельном домике, специально построенном для него, сладко ел, долго спал, то есть жил в свое удовольствие.

К окончанию рабочего дня он, изрядно накачавшись алкоголем, выходил наружу и начинал молитвенное собрание, которое продолжалось до двух-трех часов ночи. Подъем для членов секты был с восходом солнца. Естественно, самого Джонса это не касалось. За малейшее нарушение правил полагались жестокие наказания, зачастую включавшие в себя физические избиения и пытки. Не освобождались от истязаний даже дети, которых в качестве наказания, например, опускали в колодец, пока они не начинали захлебываться. После завершения наказания полуживой человек должен был громко и долго выкрикивать, обращаясь к Джиму Джонсу: «Благодарю тебя, Отче!». Все контакты с внешним миром строго контролировались. Переписка членов секты тайно перечитывалась, а немногочисленных посетителей, если их вообще впускали в Джонстаун, ни на секунду не оставляли без сопровождения. И все же новости об истинном положении дел просочились наружу. Многие отказывались в них верить. Но все же, в конце концов в Джонстаун была направлена инспекционная группа из США, состоявшая из журналистов и адвокатов. Возглавлял ее конгрессмен Лео Райан. Вначале членам группы очень понравилось увиденное. Чисто выметенные улицы, приветливые люди, наперебой уверяющие, что они очень довольны своей жизнью, скромный, но питательный обед (для такого случая Джонсу пришлось разориться на показательную кормежку), замечательный детский концерт и неподдельный энтузиазм всех встреченных людей. Конгрессмен Лео Райан просто негодовал на клеветников, написавших всякие ужасы о такой замечательной коммуне.

Горькая правда о рае на земле

Лишь поздно ночью, когда Лео Райан уже готовился ко сну, он нашел в своей хижине несколько записок, повествующих о подлинной жизни в Джонстауне. Еще несколько человек, пользуясь темнотой, проползли к нему в жилище и рассказали ему такое, от чего конгрессмен уже больше не смог заснуть. Утром он попросил Джонса построить людей. «Кто хочет со мной уехать? — спросил Райан. — Не бойтесь, пока я тут, с вами ничего не случится». Вперед шагнул один человек. За ним еще один и еще, и еще... «Заберите нас отсюда, — просила целая толпа. — Мы не можем тут оставаться, мы погибнем, нас убьют». Людей было гораздо больше, чем могло вместиться в два самолета Райана. Он отобрал самых больных, переписал имена остающихся и обещал вернуться за ними через день. Но и тех, кого отобрал конгрессмен, было слишком много для двух маленьких самолетов, находящихся в нескольких километрах от Джонстауна. Тем не менее все они направились ко взлетной полосе. И тут у Джонса сдали нервы. Забившись в истерике, он послал погоню за «предателями». Самолеты еще не взлетели, Лео Райан рассаживал в них беженцев, стараясь поместить всех. Группа преследования немедленно открыла огонь. Райан и несколько журналистов были убиты, но летчики под шквальным огнем все же смогли поднять самолеты в воздух. Джонс понял, что для него все кончено и, созвав народ на главную площадь названного его именем поселения, объявил о последнем акте веры, который принесет всем спасение от наступающих агентов капитализма, расизма и мирового зла. Всем нужно выпить «эликсир жизни» и забыться сладким сном. «Умереть в революционном самоубийстве — значит жить вечно», — проорал он сорванным голосом в громкоговоритель.

Эта сцена репетировалась уже много раз: Джонс по тревоге созывал народ, разогревал их проповедью, призывал сохранить верность ему до конца и выпить предложенное. В стаканчики половником из большой кастрюли разливался растворимый сладкий напиток красного цвета «Кул Эйд», и люди пили его, готовясь умереть. Потом Джонс объявлял, что это была лишь проверка, и все смирно расходились по своим баракам. И на этот раз никто не знал, репетиция ли это. Люди выстроились в молчаливую очередь к кастрюле с напитком, у которой вооруженные охранники выдавали каждому подходившему по стаканчику. Лишь когда первые люди начали падать на землю и корчиться с криками от страшных болей — характерный признак действия цианистого калия, все поняли, что репетиция наконец перешла в действительность. Если человек проявлял нерешительность, ему насильно впрыскивали яд шприцом в рот или стреляли в затылок. Лишь нескольким удалось спрятаться или убежать. Джонс и охранники были последними, покончившими с собой. По некоторым сведениям, Джонс пытался скрыться и был застрелен своим охранником. Когда на следующий день к месту трагедии прибыл отряд морских пехотинцев, было уже поздно: над поляной, усеянной трупами, стоял сладковатый тошнотворный запах разлагавшихся тел... Патологоанатомы установили, что не менее 700 из 912 погибших были убиты и лишь остальные ушли из жизни «добровольно». 276 жертв «Всемогущего Бога-Джонса» были детьми. Многие из них так и не были опознаны и похоронены в братской могиле.

Психология на службе сект…

Когда в разговоре упоминается слово секта, большинству из нас кажется, что это некая темная организация, в которой безвольные и зомбированные люди выполняют жуткие ритуалы и совершают ужасные дела. За тенью этих людей нам видится фигура зачинателя, главы, властителя секты. Эти ощущения, надо полагать, возникли не на пустом месте, но в то же время весьма далеки от истины. Исследователи этого социального явления дают следующее определение понятию секта: это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) региона или страны. Это определение нужно считать классическим и имеющим отношение к религиозным организациям. Однако на этом человечество в двадцатом веке не остановилось и пошло еще дальше. Так, в начале 1993 года российский исследователь сект и сектантства А.С. Дворкин применил термин "тоталитарные секты". Именно с появлением этого термина стало возможным выделение целого ряда организаций, негативно, а порой абсолютно деструктивно влияющие на личность человека. Сегодня принято называть тоталитарными сектами особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Именно этот момент является самым важным в распознании секты. Достижения прикладной психологии, социологии, культурологии и прочих наук о человеке взяты на вооружение руководителями тоталитарных сект. Единой классификации сект на сегодняшний день пока нет, но по своим целевым "назначениям" секты большинство исследователей подразделяют их на религиозные (классические секты), псевдорелигиозные, политические, уфологические, оккультные, коммерческие и псевдонаучные. Это наиболее часто встречаемые типы тоталитарных сект.

Подготовлено по материалам Департамента по делам религий г.Астаны

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.