Традиции Наурыза: существующие и забытые

22 Марта 2014 / 1707 / ()
Традиции Наурыза: существующие и забытые

Значение весеннего праздника Наурыз очень высоко. Неслучайно 30 сентября 2009 года он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза. Однако, несмотря на международное признание, некоторые исконные традиции празднования Наурыза остаются полностью утраченными нашим народом. О существовавших и утерянных особенностях праздника, народных поверьях и многом другом «Вечерней Астане» рассказала доктор филологических наук, профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Асима Ишанова.

- До сих пор среди историков возникает вопрос о времени происхождения этого праздника. Как ученый, я придерживаюсь той точки зрения, что он является явно домусульманским. Об этом свидетельствует фактупоминания в Коране о том, что когда Пророк Мухаммед увидел празднующих простых людей на площади, он спросил их оцели празднования, и узнал, что причина их радости - день весеннего равноденствия. Это указывает на то, что Наурыз был известен еще гораздо ранее, - рассказывает АсимаИшанова

Иранские ученые происхождение Наурыза связывают с началом социальной жизни древнего человека. Иранский год с момента сотворения человека, то есть с начала седьмого тысячелетия начинался в день «Хормозда» - это первый день первого месяца каждого года по солнечному календарю или 21 марта. О его существовании упоминается в книге Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни в книге «Асар ал-Бакия» («Произведение оставшееся с прошлых веков»).

А в персидской литературе появление праздника Наурыз связывают с царями. Поэтому писатели 4-5 веков,основываясь на исторических, мифологических источниках, относят появление Наурыза ко времени царствованияДжамшида. Об этом говорит Фердоуси в знаменитой поэме «Шахнаме»:

Джамшида осыпав алмазным дождём,

Назвали тот радостный день Новым днем.

И люди тот праздник святой сберегли,

Как память о древних владыках земли.

- Казахская культура в своей основе очень тесно связана с персидской и иранской. Даже в годы установления советской власти оставалось особое, трепетное отношение к Наурызу. Но древние истоки, ритуалы, обычаи празднования сохранились в основном в персидских странах, где традиция отмечать Наурыз не прерывалась, - говорит АсимаКалимовна. - До нас же дошло лишь то, что сохранила память наших предков, что украдкой праздновали наши бабушки, дедушки.

Кроме того, среди народа было очень много поверий, которые передали наши предки.

- Тот, кто во время встречи Наурыза наденет на себя новое, весь год будет доволен. Во время встречи Наурыза нужно избегать грусти и печали, чтобы они обошли вас и ваш дом стороной. Это поверье позаимствовали позже и европейцы. Плохой приметой Наурыза считается употреблять какие-либо лекарства в этот день, - рассказывает АсимаКалимовна.

Не все знают о позабытом ритуале«Нир-е-Наврузи». Так называли человека, который верхом на лошади объезжал все улицы и переулки и своими шутками и прибаутками веселил людей. Этот человек наносил на лицо черный грим,одевал красочную одежду, пел, танцевал и развлекал, а за свою работу получал хорошие подарки. Сейчас этот обычай уже не существует, но в игровом виде в некоторых странах он продолжается.

- Еще существовала традицияпочитать усопших, особенно этого придерживалисьзороастрийцы, потому что они считали, что души и ангелы умерших никогда не забывают запах родства и возвращаются в день Наурыза. Эта древняя традиция позже перешла и в некоторые мусульманские обряды, - поясняет АсимаИшанова.

К одному из важных обрядов АсимаКалимовнатакже относит выращивание зелени, когда в последний месяц зимы высаживали новогоднюю зелень, хотя это высаживание имело и символический характер. Казахи, празднуя Наурыз, обязательно готовят наурыз-коже, одним из его ингредиентов являются зерна пшеницы, но изначально добавлялитолько проросшие зерна.

- Готовясь к современному Новому году, мы всегда делаем дома генеральную уборку, хотя традиция готовить себя и дом к празднику существовала намного раньше. Это символизировало очищение, избавление от темноты и называлось «хане-такани», - говорит профессор. Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Екатерина Боровикова

Екатерина Боровикова