Учащиеся столичных школ поделились об увлечениях художественной литературы

20 Февраля 2013 / 1240 / ()
Учащиеся столичных школ   поделились об увлечениях  художественной литературы

Почему наши дети не любят читать? Современность диктует свои правила. Широкий доступ к Интернету и множество глянцевых ярко-иллюстрированных журналов вытеснили художественную литературу. Редкий школьник сейчас коротает вечера за книжкой, скорее уж он будет смотреть кино или проводить время в социальных сетях. Каких последствий ожидать от такой перемены, нам остается только догадываться.

В восприятии современных школьников литература утратила как познавательную, так и эстетическую функцию. Подростков куда больше привлекает кинематограф, но, к сожалению, и современный экран тоже успел сформировать определенные вкусы. Дети с удовольствием смотрят голливудские боевики, комедии и фильмы ужасов. А на вопрос «Стоит ли читать художественное произведение, если вы смотрели фильм-экранизацию?» большинство школьников отвечают отрицательно.

В отличие от просмотра кино или глянцевого журнала, чтение художественной литературы требует от человека определенных интеллектуальных усилий. Чтение - это активный процесс, который напрямую связан с работой памяти и воображения, мыслей и чувств.

Ослабляют тягу к чтению и полюбившиеся школьникам многочисленные пособия, содержащие краткие изложения произведений, изучаемых в школе. Сами дети спокойно объясняют причины, по которым пользуются этой литературой: экономия времени, сжатость текста, наличие примеров готовых сочинений, темы которых часто совпадают с тем, что задают учителя.

В литературном произведении, особенно в художественной классике - подростков отталкивает не только объем текста, но, главным образом, художественный мир писателя, изобразительно-выразительная сторона произведения, художественные детали. Ненужной и неинтересной представляется поэтика текста, размышления и лирические отступления автора. Школьная программа им зачастую не нравится, произведения классиков русской и казахской литературы кажутся тяжелыми и неинтересными.

Как преподавателю представляется возможным выстраивать урок в такой ситуации и каким образом привить любовь к печатному слову подросткам, погруженным в мобильный Интернет? Эти вопросы остаются открытыми.

Думающего человека узнаю по глазам

Учителя русского языка и литературы столичной средней школы №35 Бельгибаеву Рысжан сложившаяся тенденция очень тревожит.

- Важность художественной литературы для подрастающего человека трудно переоценить, - уверена она. – Именно классика литературы является основой для общей культуры человека, учит размышлять, принимать решения. Отказавшись от чтения книг, сегодняшние подростки лишают себя этих навыков.

Рысжан Тургынбаевна преподает в старших классах. 17-18-летние ребята уже достигли этапа взросления, день ото дня становятся самостоятельнее и увереннее. Но читать, увы, не любят. По мнению учителя, эти дети пущены на самотек, и в первую очередь – своими родителями.

- Когда эти дети были маленькими, родители не читали вместе с ними по вечерам, а теперь пожинают плоды, - разводит руками филолог.

Сегодня эти дети, прежде не прочитавшие «Алые паруса» Грина, выросли и находят множество причин для того, чтобы не прочесть Чехова и Бунина, Ремарка и Кафку. Они ссылаются на загруженность по учебе, неинтересные уроки литературы…

Впрочем, претензии к школьной программе есть и у преподавателя.

- Да, действительно, учебник составлен неинтересно для сегодняшнего ученика, - подтверждает Рысжан Тургынбаевна. – В связи с малым количеством часов, отведенных на обширную школьную программу, многие произведения приходится читать отрывками. Имеющаяся программа предполагает изучение литературы времен коллективизации, довоенного периода. Сегодняшние дети знают об этих временах лишь понаслышке. Им совсем неинтересны мысли и чувства тех людей, их волнуют проблемы сегодняшнего дня.

Тем не менее, некоторые произведения русской классики, обязательной для каждого школьника Казахстана, находят отклик за школьной партой. Всех мальчишек так или иначе волнует военная тема – рассказы и повести о войне они могут прочесть.

- А в этом году один класс у меня бурно обсуждал «Тихий Дон» Шолохова. К сожалению, на изучение романа был отведен только один учебный час. Но даже на этот час они задумались о каких-то глубоких и важных вопросах.

По мнению РысжанБельгибаевой, отличить читающего ученика от того, кто не склонен к чтению, очень просто.

- Меняется сам облик человека, его взгляд. У думающего, читающего ребенка на губах играет улыбка, он будто светится изнутри. Такие дети очень сдержанны, культурны, легко идут на контакт, - говорит педагог.

Такому ребенку учителя сами готовы идти навстречу.

- В выпускном классе у нас есть одна девушка. Раньше у учителей и завучей имелись к ней претензии по поводу внешнего вида. Но отношение к ней сильно изменилось после одного эпизода, - рассказывает Рысжан Тургынбаевна. – Мы проводили открытый урок на тему поэзии Ахматовой и Гумилева. И эта девушка тогда вышла на сцену в образе Анны Ахматовой, замечательно прочитала стихи. Тогда же оказалось, что и сама она пишет хорошие, сильные стихи. После этого случая учителя перестали обращать внимание на то, как она одевается, ведь главное - то, какова она внутри.

Как правило, в классе есть по два-три отличника, успешно и самостоятельно пишущих сочинения. Самостоятельно – это важно. Ведь наличие таких пособий как «Готовые домашние задания» не на пользу детям. Теперь посредственный ученик может принести хорошее сочинение, за которое получит отличную отметку, даже не прочитав произведение, по которому сочинение написано.

- Я знаю, что он переписал сочинение, но обвинить ученика в этом не могу, мне нечем это доказать. Ребенок принес домашнюю работу и получает за нее оценку, - делится учитель.

Самое неприятное в этом – осознавать, что многие ученики пользуются подобными пособиями ради факта хорошей оценки в журнале.

- Очень многим не нужны знания, лишь бы была «пятерка». А вдумчиво работают лишь единицы, - расстраивается педагог.

Как бы то ни было, человек, полюбивший читать однажды, едва ли потеряет интерес к этому занятию, даже если ему под руку одна за другой попадутся десяток неинтересных книг. Это – как кататься на велосипеде. Раз научился – никогда не забудешь. Но все же есть подростки, которые, не отказываясь от возможностей сегодняшнего дня, продолжают жадно читать художественные книги как с бумажных, так и электронных носителей. В завершение статьи они сами расскажут о том, что они любят читать, и почему. Нам же с вами остается надеяться, что своей любовью они заразят остальных, раз не удается этого сделать ни многим родителям, ни школьной программе.

А что думают по этому поводу сами учащиеся?

Юлия Рогозина, гимназия №5, 18 лет:

Я думаю, что любовь к чтению, в первую очередь, должна прививаться еще в семье, а в школе ее просто нужно развивать и поддерживать. Мне интересна школьная программа литературы, я считаю, что она составлена правильно, но из-за количества зачастую страдает качество, особенно в 10-11 классе, ведь объем произведений большой, 45 минут урока для понимания сути не хватает. Однако сама я, как и многие мои знакомые, естественно, не ограничиваю «программной» литературой (хотя здесь не могу не отметить, что «Война и мир» и «Преступление и наказание», вопреки бытующему среди школьников мнению об их «скучности», являются одними из моих любимых произведений). Я обожаю Шекспира, Цветаеву, с большим удовольствием читаю современное фэнтези. Классика учит нас вечным ценностям, фэнтези –развивает воображение, позволяет увидеть другие миры и почувствовать себя их частью. Конечно, есть и те, кто книгу в руках никогда не держал, но среди моих знакомых и друзей таких мало: с этими людьми не о чем поговорить, они быстро отсеиваются.

Жибек Мусургалиева, Казахский национальный университет искусств, класс скрипки, 13 лет:

- Я люблю читать, но из школьной программы мне не все интересно. Я бы хотела, чтобы мы получали больше информации о современной зарубежной литературе.

Я предпочитаю читать фантастику, мифологию и детективы. Для меня книги важнее, потому что у меня большое желание узнавать что-то новое. Книги до такой степени меня захватывают, что я забываю обо всем на свете и могу читать часами напролет.

Айгерим Бекенова, лицей №60:

- Я предпочитаю читать классику: как русскую, так и зарубежную. Любимых произведений у меня очень много – перечислять их всех очень долго, но могу выделить любимых писателей и поэтов. Кстати говоря, поэзию я люблю гораздо больше, чем прозу. Итак, пусть это и будет своеобразным клише, но я люблю творчество Пушкина, особенно вольнолюбивую лирику вроде оды «Вольность», «Деревни» или «К Чаадаеву», его повесть «Капитанская дочка», «Повести Белкина»; не представляю мир литературы без «Героя нашего времени», "Мцыри" Лермонтова или «Обломова» Гончарова; мне нравится «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» Булгакова и, конечно же, стихи в прозе Тургенева. В особую группу я выделяю поэзию эпохи «Серебряного века» вместе с гениальными Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Цветаевой, Мандельштамом, Есениным и Маяковским. И это лишь капелька из того, что действительно стоит всеобщего внимания.

Автор: Тамара СЕРГАЗИНА

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.