В Астане открылся Центр детского развития по системе Марии Монтессори

8 Февраля 2013 / 2990 / ()

Чужих детей не бывает. Самые близкие и родные люди в жизни каждого ребенка – это его родители. Но, к сожалению, порой случается так, что между родителями и детьми нет взаимопонимания..

Еще в прошлом веке итальянка Мария Монтессори разработала специальную методику взаимодействия детей и взрослых, основанную на уважении, понимании и любви. Недавно в Астане открылся Центр детского развития по системе Марии Монтессори. Возглавила его прекрасная женщина, мать троих детей и мудрый педагог-психолог Лана Диканчиева. В преддверье 8 марта Лана рассказала нам о том, как любая женщина может справиться с самой сложной и самой почетной в мире профессией – быть мамой.

На пути к цели

Лане будто на роду было написано заниматься с детьми. Еще будучи студенткой Казахского государственного университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана по специальности учитель английского языка, она распознала в себе желание работать с детьми, ограниченными в своих физических возможностях, с теми, кого оставили родители. Впоследствии вышло так, что ее желанию суждено было исполниться. После окончания университета Лана устроилась переводчиком, однако с рождением первого ребенка стала понимать, что воспитанием только своего ребенка жизнь ни себе, ни ему улучшить не удастся.

- Я стала собирать детей со двора у себя дома и учить их играть и дружить, вежливо разговаривать, соблюдать очередь, заботиться о природе. Воспитывала как своих. Это были бесплатные уроки нравственности, которые я, далекая от совершенства, постигала вместе с ними. Хотела, чтобы они были честными, и это было сильной мотивацией для моего личного совершенствования. В противном случае, если ты учишь их одному, а сам на деле практикуешь обратное, дети не будут молчать и терпеть. И так во всем - это прекрасные уроки не только для детей, но в первую очередь для учителя, - рассказывает педагог.

Лана не бросает эти воскресные уроки с 2005 года, правда, иногда приходится делать перерывы на каникулы и декретный отпуск. Но никогда с тех пор перерыв не длился дольше двух месяцев.

О школе и методике Монтессори Лана узнала рано, по ее мнению – даже слишком рано.

- Я не смогла сразу оценить методику по достоинству, и повторное знакомство произошло тогда, когда моей старшей дочери было уже больше шести лет. На тот момент кризисы воспитания были настолько явны, что мною часто овладевало бессилие и чувство, что чего-то я не понимаю. Детей собирала, занималась с ними, хотела как лучше, искала способы улучшить взаимоотношения, но поведение и состояние моего ребенка не были подтверждением того, что я все делаю правильно. Лишь когда я прошла курс по воспитанию на основе философии Марии Монтессори, все встало на свои места. И теперь я могу сказать, что на личном и профессиональном опыте испытала целостную систему образования и воспитания детей, - говорит она.

Дело жизни

Свою работу в Астане Лана начала по приглашению директора "Профессорской клиники" для работы с детьми, ограниченными по слуху. Это дети, которые носят слуховой аппарат или кохлеарный имплант.

- Я прослушала семинар по развитию речи и разработала свой подход, используя материалы и обучающую среду Монтессори. Очень часто дети с проблемами слуха имеют сопутствующие диагнозы, такие, как аутизм, ДЦП. В целом развивается асоциальное поведение и, конечно, мышление не развивается в полном своем потенциале. Родители, поставив целью развить речь ребенка, порой выбирают методы и подходы, которые травмируют детскую душу.

Многие уверены, что если не ругать, не кричать, не пугать такого ребенка, он никогда не заговорит. В итоге ребенок говорит, но то, как и что он говорит, что думает и чувствует при этом, забывается родителями. И это очень страшно.

- Ребенок – это рудник бесценных самоцветов, - считает Лана. – Мы не должны воспринимать его как «чистый лист». Каждый ребенок приходит в этот мир со своими талантами. А нам, взрослым, нужно разглядеть эти таланты и помочь ребенку их развить.

Сегодня у Ланы – свой Центр детского развития, где она занимается воспитанием детей дошкольного возраста. Как рассказывают воспитатели, здесь все усилия взрослых направлены на то, чтобы дети чувствовали себя свободно. Этого нужно для того, чтобы развитие шло максимально интенсивно.

- Здесь никого не заставляют сидеть за столом, - рассказывает Лана. - Ребенок волен заниматься чем хочет – он сам знает, что ему нужно. Хочет – пойдет играть с водой, захочет – будет развивать мелкую моторику специальными игрушками или сядет рисовать, вырезать ножницами фигурки из бумаги. А бывает и так, что ребенок весь день наблюдает за старшими или просто устал и хочет отдохнуть, полежать.

В таких комфортных условиях дети не отвоевывают свободу криками и истерикой, не дерутся из-за игрушек, не стремятся завоевать расположение взрослых – они и так чувствуют доверие.

- Мы уверены, что если дать ребенку шансреализовывать возможности, заложенные природой, то он реализует себя - говорит Лана.


Ответственность - на каждом

Однако не стоит путать доверие с безразличием. Согласно методике Марии Монтессори, поведение ребенка следует мягко корректировать при необходимости.

Конечно, во время работы над поведением ребенка, параллельно воспитатели Центра проводят беседы с его родителями.

- Мы всегда просим родителей давать ребенку возможность проявить себя. Я понимаю, что у мамы вечером мало времени, но лучше все-таки подождать, пока ребенок оденется сам, чем делать это за него.

Согласно методике, также не нужно завершать за него работу с материалом, убирать после него игрушки. Можно это делать вместе с ним, но не вместо него.

Некоторые родители не готовы менять свои привычки. Убеждают воспитателей, что дома их ребенок по-прежнему ничего за собой не убирает. Таким родителям Лана советует потерпеть и не давить на ребенка. Лучше увлечь его уборкой как игрой и делать ее всей семьей, привлекая ребенка к труду. Лана уверена: такая привычка не раз сослужит ему добрую службу во взрослой жизни.

- По своей природе дети очень трудолюбивы. Они готовы несмотря на усталость на препятствия добиваться своей цели, чтобы раскрыть свою программу развития. Они неутомимы, любознательны, им нужно все попробовать, пощупать – они так познают мир. Если не давать им этой возможности, вы рискуете лишить своего ребенка многого. И когда-то сэкономленные по вечерам полчаса общения с ребенком ударят по его самостоятельности и уверенности в дальнейшем. Трудолюбие ребенку не нужно прививать. Главное – не отбить его, - предостерегает психолог.

Каждый ребенок проходит все необходимые ему периоды развития до шести лет. Формирование личности ребенка приходится на возраст от 0 до 3 лет, а в период с 3 до 6 можно только внести некоторые корректировки в его характер.

- Взрослые ответственны за среду, в которой растет ребенок, - уверена Лана. – Мы должны предоставлять детям многочисленные материалы, которыми они могут манипулировать. Должны учиться помогать ребенку. И самое главное – не мешать ему развиваться. И тогда, став взрослым, он останется вам благодарен.

Воспитание ребенка – прекрасный способ для каждого из нас раскрыть в себе самые лучшие качества. Как взрослые учат ребенка жизни, так и малыши помогают взрослым, состоявшимся людям изменить себя в лучшую сторону, считает Лана:

- Понимая это, мы все достигнем гармонии. Тогда и самые старшие, и самые младшие члены семьи будут чувствовать себя счастливыми!

Автор: Тамара СЕРГАЗИНА

Фото: Александр ЖАБЧУК

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.