В семейной династии Ахметовых – более 60 железнодорожников!

22 Апреля 2014 / 3288 / ()
В семейной династии Ахметовых – более 60 железнодорожников!

Семья – маленькая вселенная, которая дает человеку те ценности, которые так необходимы для его становления и развития. Поэтому укрепление ее статуса в обществе – одна из первоочередных задач, которую ставит перед собой национальный конкурс «Мерейлі Отбасы». 14 столичных династий врачей, музыкантов и других профессий уже подали заявки на участие в нем. Конкурсанты Кендай и Кулян Ахметовы – железнодорожники в четвертом поколении – считают: преемственность семейных традиций, сплоченность и почитание заветов предков – вот что прежде всего их отличает.

Ахметовы входят в состав семейной династии, насчитывающей сегодня более 60 железнодорожников. По словам Кедая Толеухановича, общий трудовой стаж их семьи в сумме составляет 1264 года, который увеличивается с каждым месяцем.

Путь к железной дороге семье, можно сказать, открыл их дед Ахмет. Вот как это было. Знойным жарким днем 1949 года группа инженеров, проектировщиков и геодезистов, укладывавшая насыпь для строительства железной дороги Мойынты-Сары-Шаган, наткнулась на юрту. Ребят мучила жажда, поэтому они решили войти, попросить воды или кумыса. В юрте их встретил аксакал в белом одеянии, который гостеприимно встретил незнакомцев, напоил и накормил их.

Это был дед Кендая Толеухановича Ахмет, которому на тот момент было 93 года. Узнав у путников, чем они занимаются в его родных краях, он дал свое благословение – бата – на строительство железной дороги и добавил, что и его дети и потомки тоже будут трудиться на этом поприще, чтобы соединять и сближать людей из разных уголков страны, прокладывая рельсы через бескрайние казахские степи.

- Первым железнодорожником в нашей семье стал старший брат моего отца, начинал он путевым обходчиком, - рассказывает Кендай Толеуханович. – Затем к нему присоединился и мой отец. С детства нам прививали любовь к железной дороге. Ее шпалы и рельсы, уходящие в бескрайние просторы, вызывали во мне интерес еще с малых лет. Уже в 16 я работал здесь разнорабочим, начинал с самых низов.

Вернувшись из армии на родную железную дорогу в Сары-Шагане, юный Кендай встретил свою будущую супругу, еще одну представительницу династии железнодорожников Кулян. Ее мама в далеких 1948-51 годах вместе с другими прокладывала знаменитый Турксиб. Девушка по распределению приехала сюда на отработку и…осталась на долгие годы.

- В то время всех молодых специалистов отправляли работать на разъезды – малые станции между Мойынты и Сары-Шаганом. Представляли они собой маленькие одиночные домики в степи, расположенные в десятках километров от населенных пунктов, - вспоминает Кулян Чинасыловна. - Мне досталась станция Шешенкара, а Кендай работал в соседнем 4-ом разъезде. Он был молод, красив, хорошо сложен, занимался спортом. Через год после знакомства мы поженились.

Как вспоминают Ахметовы, работа на станции была ответственной, тяжелой и забирала много сил и энергии.

- Мы жили на разъезде, кругом никого не было, печку топили сами, вода, продукты привозные. Если какое-то повреждение ночью, выходишь один в степи и устраняешь их, - предается воспоминаниям Кендай Толеуханович. - Если человек какой встречался, путеец-работник или даже случайный прохожий, мы их всегда приглашали в дом, чтобы поговорить, угостить его. Для нас это было праздником.

Ахметовы прожили так 4 года. Неподалеку от станций их участка железной дороги располагались воинские части. Нередко оттуда сбегали солдаты, не желавшие служить. Однажды на их разъезд напали шестеро солдат, которые попытались выкрасть Кулян. Абсолютный чемпион по вольной борьбе, недавно вернувшийся из армии, Кендай не дал супругу в обиду и отразил атаку нападавших. К счастью, это был единичный случай. Но спортивному железнодорожнику еще не раз приходилось спасать коллег из соседних разъездов от дезертиров.

На протяжении всех 39 лет совместной жизни Кендай Толеуханович и Кулян Чинасыловна бок о бок трудились на железной дороге, стойко перенося все невзгоды. Сегодня он - директор Астанинской дистанции электроснабжения, филиала АО НК «Қазақстан темір жолы», супруга - ведущий инженер производственно-технического отдела филиала.

- Профессия железнодорожника в первую очередь требует большой концентрации внимания, она учит ответственности и собранности. В нашей семье – 11 братьев и сестер, - говорит заслуженный железнодорожник с 45-летним стажем. - Почти все они, следуя завету деда, посвятили себя железной дороге. Сегодня уже и их дети, не изменяя семейным традициям, пошли по этому пути.

Кендай и Кулян Ахметовы вырастили 4 детей – Гульнар, Галию, Серика и Айгуль. Счастливые бабушка и дедушка шестерых внуков считают, что секрет их счастья таится в наказах их предков, оставивших после себя богатые семейные традиции – взаимоуважение, понимание, чуткость и преданность своему делу. Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Айгерим Мусатаева

Айгерим Мусатаева