«Взрослые» дети астанинской школы №39

14 Января 2013 / 3393 / ()

Каждый год в столице вечернюю (сменную) школу №39 оканчивают свыше 200 выпускников. В этой школе многое не совсем обычно. Занятия здесь идут три дня в неделю, возраст одноклассников колеблется от 14 до 41года, а на родительские собрания приходят супруги учащихся. Кто и почему учится в вечерней школе? Какие тропы судьбы приводят их сюда? Читайте истории из жизни учащихся.

 Бедная Лиза

Лизе 17 лет. Год назад она пополнила ряды несовершеннолетних мам столицы. Но, в отличие от многих юных родительниц, ей повезло больше. К чести молодого человека, с которым встречалась девушка, от ответственности он не ушел. Молодые зарегистрировали брак и живут вместе. Из-за раннего материнства учебу в обычной школе Лизе пришлось прервать. Но после рождения малыша по инициативе супруга мамочка продолжает получать среднее образование.

- Учится Лиза в целом неплохо, старается. Все же иногда бывает, что отстает от одноклассников. Это понятно, малыш все-таки отнимает много времени. Но у Лизы замечательный супруг. Ему около 20 лет, имеет неплохую работу. Он взял ответственность не только за ребенка, но за молодую жену. Всегда приходит на родительские собрания, интересуется успехами своей супруги, помогает ей с учебой,- говорит заместитель директора школы по воспитательной работе Жанар Балдекова.

По ее словам, случай с Лизой – далеко не единичный . Ежегодно школа принимает до девяти несовершеннолетних мам. Однако не каждой везет с супругом, отцом ребенка, как Лизе. Их истории очень похожи и в то же время очень разные. У каждой юной мамы, ставшей родительницей поневоле или случайно - по глупости, своя правда и своя боль. Они приходят в стены учебного заведения уже став мамами, сами не повзрослев до конца. Но это уже тема для другого разговора.

Имею право или Конфликт семейного розлива

Рустем – парень видный. Высокий рост, симпатичное лицо, уверенный взгляд, неплохо одет. Ведет себя, впрочем, он немного развязно, для полного образа, кажется, не хватает лишь сигареты в зубах. О себе рассказывает неохотно, на вопросы поначалу отвечает стандартными фразами. Но постепенно незаметно для себя начинает говорить так, словно ждал, когда его спросят о том, как он живет, о чем мечтает, к чему стремится.

Его история стара как мир. Но от этого она не менее грустная. У них когда-то была обычная семья. Мама, папа и двое сыновей. Родители работали, мальчики учились. Беда в их дом пришла не вдруг. Она подступилась в обличьи товарищей, соседей, друзей, заглядывавших к родителям на «огонек». А потом и вовсе в доме день не проходил без выпивки. Маму и папу уже было не узнать. Разгоряченные хмелем, взрослые все чаще ругались, а дети оказались предоставлены сами себе. Нередко после ссор отец уходил, хлопнув дверью. А в один из вечеров не вернулся вовсе. Старший брат Рустема после школы подался в училище, выучился, получил неплохую специальность. А маленький Рустя жил с мамой и ее новым мужем, которого она привела вскоре после ухода отца. Ребенок оказался по сути, никому не нужен. Внутренний конфликт проецировался на конфликты внешние. Он забросил учебу, за восемь лет ему пришлось поменять несколько школ. Учебники и тетради заменили многочисленные друзья, которых, «на районе» не счесть. Как-то один из неравнодушных педагогов посоветовал молодому человеку получить все-таки среднее образование в вечерней школе. Так юноша оказался в средней школе №39.

Здесь он нашел друзей, встретил хорошую девушку, которая поняла и приняла его. Не без помощи педагогов школы избавился от вредной привычки, любимая также поддерживала его, была рядом. Весной Рустему исполнится 19 лет, он закончит 9 класс.

- Получу аттестат, пойду в армию, отслужу. Потом буду поступать в железнодорожное училище, брат обещал помочь. Работать буду, женюсь, - мечтает Рустем.

А самая его большая мечта – найти своего отца. Парень уверен, что он жив.

- Просто у них там взрослые дела были, они с мамой не уживались, вот он и ушел. Но я его найду, это моя заветная мечта, - делится сокровенным Рустем, и в глазах его видна настоящая вера. Так верят люди, любящие безусловно – родители или дети.

В школу – на поезде

Количество учащихся в школе сегодня – свыше 300.

- Практически у каждого нашего ученика непростая судьба. У многих за плечами и приводы в полицию, и конфликты со сверстниками, учителями, пробелы в знаниях. Мы стараемся найти подход к каждому, - говорит директор школы Акылжан Аугамбаев.

Сестры Кайырбол и Алибол на занятия приезжают со станции Тастак. Каждое утро девочки добираются до города на поезде.

- На нашем разъезде есть только начальная школа, после младших классов все едут учиться в интернат. Мы тоже там учились, но нужно было помогать маме, она дома сидит с братом-инвалидом. Об этой школе узнали случайно, - рассказывает старшая из сестер, Кайырбол.

- Они очень старательные. Несмотря на расстояние, которое приходится преодолевать каждое утро, никогда не пропускают занятия. Учатся тоже хорошо, - отзывается о девушках директор школы.

- Здесь нам нравится. Уроки всегда проходят интересно, мы подружились с ребятами, - говорят девушки.

Для Кайырбол этот год - выпускной. После школы она планирует поступать в педагогический, хочет быть учителем начальных классов.

Особый контингент

Работа педагога – дело непростое и нелегкое. Трудиться в школе, где почти каждый ученик требует особого подхода, сложней вдвойне. Сейчас в школе работают 18 педагогов.

- Наши учителя, без преувеличения, профессионалы своего дела. У нас ведь помимо основного состава есть и так называемый особый контингент. Почти 90 человек от общего количества учащихся – это осужденные лица, отбывающие свой срок наказания. Уроки проводятся в школах на территории пенитенциарных учреждений. Учитывая особенность таких школ, преподавать спецконтингенту мы доверяем лишь опытным педагогам, преимущественно мужского пола, - делится с нами Жанар Балдекова.

Даже за стенами с колючей проволокой немало тех, кто по-настоящему тянется к знаниям. Упустив в свое время возможность получить среднее образование, некоторые пытаются восполнить пробелы и обрести шанс на новую жизнь после освобождения.

Немного истории

Первая вечерняя школа в Целинограде появилась в 1946 году. В город целинников съезжалась молодежь со всего Союза. Спрос рождает предложение, и «вечерки» открывались на многих предприятиях. До 1991 года в городе действовало 11 вечерних школ. После развала страны Советов вслед за производствами перестали существовать и школы рабочей молодежи.

Из всех вечерних школ в столице сохранилась и продолжила работу лишь школа №39. Словно в память от прежних времен осталось название – вечерней школы, хотя сейчас учебный процесс здесь начинается утром. Учебный год состоит из двух полугодий. Занятия проводятся три раза в неделю. Учащиеся так же, как и ученики общеобразовательных школ сдают ЕНТ, государственные экзамены. Существует в учебном заведении и заочная форма обучения для тех, кто решил окончить школу экстерном.

- В скором времени для удобства учащихся мы планируем начать дистанционное обучение. Хотим наладить сотрудничество с вечерники школами Новосибирска, Омска, других городов, - делится планами директор школы Акылжан Аугамбаев.

Р.S. Впереди – большие планы, а пока в школе своим чередом идет учебный процесс. Заливистой трелью звенит звонок, приглашая всех на урок. Так же, как и в обычных школах ученики переговариваются на уроках, забывают выполнить домашнее задание, с нетерпением ждут «Осенний бал» и новогодний бал-маскарад. Но, в отличие от обычных выпускников, они вместе с аттестатом зрелости обретают такую нужную веру в себя и свои силы, в то, что все хорошее – еще впереди и не все еще потеряно…

Автор: Зарина Нокрабекова

Фото: Александр Жабчук

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.