Жасулановцы - будущие офицеры страны

9 Октября 2009 / 1466 / ()
Жасулановцы -  будущие офицеры страны

Во многих столицах стран СНГ существуют военные училища. Астана в этом смысле не исключение - здесь уже десять лет действует Республиканская школа «Жас улан» имени Героя Советского Союза, Халык Каһарманы, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова. За прошедшие годы состоялось семь выпусков воспитанников и первые улановцы уже получили офицерские звания.

Мы беседуем с начальником школы полковником Маратом Ботиным, который, кстати, вырос в семье кадрового военного, сам в свое время закончил суворовское и Высшее военно-политическое авиационное училище и отдал службе в армии не один десяток лет. Ныне он возглавляет республиканскую школу. Когда мы приехали сюда, здесь было непривычно малолюдно - сдав экзамены, воспитанники разъехались на каникулы. Глядя на пустые спортивные площадки, плац и учебные корпуса, полковник Ботин разговаривает с легкой минорной интонацией, в которой чувствуется, что он уже грустит по своим воспитанникам.
Разговор начался с приятного воспоминания.
- У Вас в школе на День защитников Отечества - 7 мая побывал Верховный Главнокомандующий - Президент страны Нурсултан Назарбаев…
- Да, Нурсултан Абишевич побывал у нас, поздравил воспитанников с праздником, осмотрел учебные аудитории, плавательный бассейн, спортивный зал, бытовые помещения. Что еще важно, им была поставлена задача - открытие новой школы. Здесь место не очень удачное - уж больно далеко мы от центра города располагаемся.
- Сейчас говорят, что у молодежи проблемы со здоровьем. Да и с интеллектом слабовато…
- У нас в этом учебном году только двоих не приняли, у одного что-то с суставами, а у другого - плоскостопие. Что же касается интеллекта, то у нас есть ребята, которые могут фору и «гражданским» дать. Один из наших воспитанников по ЕНТ 110 балов по 5 предметам набрал. В прошлом году средний балл у воспитанников был 84,3, в этом - где-то 86-89.
До нашей школы у мальчишек бывают разные условия для развития, потому что они из разных семей, а то и вовсе без них. Они приезжают к нам отовсюду, в том числе и из далеких сел. Но тут, к концу периода обучения, отстающие ребята выравниваются и по интеллекту, и по уровню обучения. Здесь же у них есть возможность жить в городе, да еще в каком - в столице нашей страны. Они у нас ходят в театры, музеи, на концерты. Мы проводим КВНы, успешно выступали в лиге «Жастар».
- А у вас отслеживается, кто в школу больше приходит учиться, из каких слоев общества? И отдаете ли вы предпочтение детям военных, нежели детям гражданских?
- Отслеживаем, но детей военных у нас не так много. Сейчас у нас обучается десять детей погибших военнослужащих, а так есть разные ребята - из неполных, многодетных семей или из семей, где кто-то из родителей инвалид. До 60 % у нас детдомовские воспитанники или дети, находящиеся под опекой.
- Скажите, а Вы давите на них в плане того, чтобы, раз они надели улановские погоны, то обязательно становились офицерами?
- Что значит «давите»? Заставлять что-то решать со своею жизнью мы не имеем права. А вот сделать так, чтобы воспитанник призадумался - в наших силах. Я когда пришел сюда и начал с 11 классом разговаривать, то понял, что в школе несколько запущен процесс профориентации. Вот выпуск - 50 человек. Начинаю интересоваться - куда пойдете служить? Один - в тыл. А ты знаешь, что это такое? Нет. Ты? Пока не знаю… Ты? Не определился… Ты? В КНБ. Ты? В финансовую полицию.
Да, понял, так дело не пойдет. Государство в прошлом году тратило на учебу одного только улановца 675 000 тенге, а их у меня 382 человека, и учится такой парень 7 лет. Государство ведь не должно просто так вкладывать деньги в учебный процесс, должна быть от ребят какая-то отдача. Для начала я попросил наших выпускников-курсантов, чтобы они приезжали к нам и рассказывали о своей учебе в военных училищах. Эффект появился, особенно когда приезжали будущие морские офицеры - форма красивая, романтика.
- У нас армия вроде не очень большая, училищ военных несколько, и при этом нет-нет, да возникают разговоры о кадровом дефиците среди офицеров. Почему это происходит, на Ваш взгляд?
- Служба - дело непростое, и поэтому остаются саамы преданные этому делу люди. Впрочем, у нас еще более-менее. В российской армии, например, очень большой разрыв между старшими и младшими офицерами, там дефицит людей среднего возраста.
Мы стараемся эту ситуацию выравнивать, сразу объяснять ребятам, что их ждет…
- А для наглядности в воинские части ребят возите на экскурсии?
- А как же? Посещаем десантную бригаду, и десантники у нас бывают. С кадетским корпусом очень хорошие отношения, проводим на их полигоне учебные стрельбы.
Кстати, военный аспект обучения у нас, конечно же, присутствует, но не превалирует над общим процессом: у младших классов - 1 час в неделю, у старших - 2 часа. Эти занятия на уровне ознакомительного: ребятам показывают стоящие у нас в боксах бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки. Плюс строевая подготовка. А вот стрельбы начинаются уже где-то с девятого класса, когда парни подрастут.
- И все же, как практика показывает, не все из них отправляются в военные училища?
- Ну, здесь не столько мальчишки виноваты. Тут родительское влияние… Я ребятам так и говорю, пока вы здесь учитесь, я для вас тоже как отец. Вы и меня слушайте тоже и думайте своей головой…
- Это помогает?
- Иногда - здорово. К нам порой школы города обращаются помочь им с военно-патриотической работой, мы отправляем к ним своих десятиклассников, и ребята справляются потому, что чувствуют свою ответственность не только за себя, но и за свои погоны и честь своей школы.
- Получается, что у вас уже растут юные помощники?
- Еще какие. У меня отличная знаменная группа из десятиклассников. Сейчас они передают свои навыки ребятам из девятого класса.
- У военных всегда были в моде шефские отношения…
- Конечно. У нас даже самый младший пятый класс дискотеки проводит, не говоря уже про старших ребят. Девочек привозят на автобусе вместе с классными руководителями, музыкальная аппаратура у нас есть, помещение силами ребят подготовим и устраиваем им танцы…
- И выпускные вечера проводите?
- Еще какие! Последний, например, проводили на площади Защитников Отечества. Были и бальные танцы с девчатами, и народные казахские песни, и современные композиции, даже пели на английском языке. Учительниц приглашали на вальс, словом, все было на уровне. Потом пошли встречать рассвет. Ребята, когда прощались, даже плакали.
- А у них сохраняется кадетское братство?
- Связь они между собой поддерживают. Я им об этом всегда говорю - держитесь вместе, поддерживайте друг друга. И еще им одну идею предложил - снимайте годы учебы на видео. Делайте это на тот случай, что когда кто-то из вас начнет много из себя строить - покажите ему, каким он был, когда только одел форму. Сколько для него в нашей школе сделали, чтобы его воспитать и выучить! Это тоже действует - своеобразный воспитательный момент.

Олег ТАРАН


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.