Железной дороге Казахстана – 110 лет

4 Августа 2014 / 2924 / ()
Железной дороге Казахстана – 110 лет

В этом году у стальной магистрали Казахстана – 110-летний юбилей. Для железнодорожников нынешний праздник - двойной, ведь завтра страна отмечает День работников транспорта и связи. В торжествах по случаю знаменательной даты приняли участие передовики производства, ветераны, стоящие у истоков становления казахстанской чугунки.

Являясь движущим рычагом развития инфраструктуры страны, сегодня стальная магистраль – основа роста отечественной экономики. Укрепив свои позиции, за годы независимости национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» вошла в первую десятку крупнейших железнодорожных компаний мира по грузообороту. Сегодня здесь трудятся свыше 166 тысяч человек.

В преддверии профессионального праздника железнодорожников поздравил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Приветственное обращение от имени Президента труженикам стальной артерии страны зачитал первый заместитель Премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев.

- Сегодня созданы все условия для развития железнодорожной отрасли Казахстана. Национальная железнодорожная компания обновляет свои активы за счет продукции отечественного производства, успешно реализуя проекты по организации производства современных локомотивов и вагонов совместно с ведущими мировыми производителями. Реализуются крупные инфраструктурные проекты. Построены и строятся новые железнодорожные линии, оптимизирующие международные транспортные коридоры в направлениях Восток-Запад и Север-Юг, - отметил в обращении Глава государства. - В рамках долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2050 года мною поставлена амбициозная цель по вхождению страны в 30-ку развитых стран мира. И ключевая роль в ее достижении отводится транспортно-логистическому комплексу страны.

Президент Казахстана подчеркнул, что сегодня уже запущены скоростные контейнерные поезда, проводится активная работа по формированию сети транспортно-логистических центров как внутри страны, так и за рубежом, а транспортные активы страны интегрируются в единую систему.

Выразив глубокую признательность ветеранам отрасли, заложившим славные традиции трудовых династий, которые сегодня достойно продолжает новое поколение железнодорожников, Нурсултан Назарбаев пожелал новых свершений, роста и успехов.

Вехи истории стальной магистрали

Золотыми буквами в летопись истории казахстанской чугунки вписан 1904 год. Именно тогда впервые открылось движение поездов по северной части магистрали Оренбург-Ташкент, ознаменовавшее начало формирования сети железных дорог Казахстана. Линия стала первой трансказахстанской магистралью, протянувшейся на 1668 километров от границы с Россией на Северо-Западе до границы с Узбекистаном на Юге.жд-вокзал-1.jpg

Сложно переоценить труд тех, кто стоял у истоков становления железных путей Казахстана, ведь тогда метр за метром они вручную без помощи современных механизмов прокладывали рельсы через бескрайние казахские степи, сближая и соединяя города.

В отдельные периоды в строительстве участвовали до 50 тысяч человек.

Мало кто сегодня помнит, но крупные промышленные центры и города, такие как Актобе, Уральск, Туркестан, Кызылорда выросли вдоль железнодорожной линии.

Весной 1927 года началось строительство Туркестано-Сибирской магистрали. В среднем в сутки выкладывали по 1,5 километра, в отдельные дни по 4. По тем временам эта скорость была невероятной, ведь работы велись вручную. Уже в январе 1931 года дорога протяженностью 1444 км, соединившая кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и Средней Азии, вступила в постоянную эксплуатацию. Турксиб стал второй трансказахстанской магистралью, стимулирующей развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий восточного региона Казахстана.жд-вокзал-3.jpg

Стоит ли говорить о том, какой непосильный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне внесла отрасль. Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных территорий, а также снабжение всем необходимым производственных потребностей населения, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

На базе магистральных путей в годы независимости в стране было создано Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы», преобразованное впоследствии в акционерное общество. В соответствии с поручениями Главы государства за 22 года в стране построены новые железные дороги Аксу–Дегелен, Хромтау-Алтынсарин, Шар-Усть-Каменогорск, Узень – гос.граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас. В этом году будет открыто движение по линиям Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь. Общая протяженность этих линий достигает почти 2 500 км.

Железная дорога в судьбе трудовой династии Ахметовых

Для семьи Кендая Ахметова железная дорога – священна. Ведь именно она свела его с любимой супругой и проложила им путь в светлое будущее. Стальной стаж 60 железнодорожников этой трудовой династии сегодня составляет свыше 1260 лет.

- Первым железнодорожником в нашей семье стал старший брат моего отца, начинал он путевым обходчиком, - рассказывает Кендай Толеуханович. – Затем к нему присоединился и мой отец. С детства нам прививали любовь к железной дороге. Ее шпалы и рельсы, уходящие в бескрайние просторы, вызывали во мне интерес еще с малых лет. Уже в 16 я работал здесь разнорабочим, начинал с самых низов. Здесь же я встретил свою судьбу – супругу Кулян, подарившую мне 4 детей.

Сегодня он - директор Астанинской дистанции электроснабжения, филиала АО НК «Қазақстан темір жолы», супруга - ведущий инженер производственно-технического отдела филиала.

Профессия железнодорожника в первую очередь требует большой концентрации внимания, она учит ответственности и собранности. В нашей семье – 11 братьев и сестер, - говорит заслуженный железнодорожник с 45-летним стажем. - Почти все они, следуя завету деда, посвятили себя железной дороге. Сегодня уже и их дети, не изменяя семейным традициям, пошли по этому пути.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Айгерим Мусатаева

Айгерим Мусатаева