ИнтервьюНовости

Созидательная миссия

Профессия строитель, пожалуй, одна из самых распространенных в Нур-Султане. Накануне профессионального праздника мы поговорили с одним из заслуженных строителей Казахстана Дюсембаем САПАНОВЫМ, и наша встреча произошла на одном из самых значимых в его жизни объекте — бульваре Нуржол (Водно-зеленый бульвар).

46 лет своей жизни Дюсембай Жусупбекович посвятил профессии. На его счету сотни государственно-важных объектов, жилых и высотных зданий, детских садов, школ, заводов и фабрик по всей стране. Но самым дорогим сердцу проектом стала площадь Водно-зеленого бульвара столицы. На его реализацию ушло два с половиной года и много усилий его профессиональной бригады. Каждый раз, прогуливаясь по одному из самых красивейших мест Левобережья, он вспоминает, как начиналось строительство столицы и с какими трудностями им тогда пришлось столкнуться.

— Не каждое государство возьмется строить новую столицу с нуля. Наш Первый Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ на это решился и построил самый значимый объект на территории Азии — теперь наш город известен во всем мире, — отмечает Дюсембай Сапанов. — Когда наша строительная бригада приступила к работам, на Левобережье практически ничего не было. На некоторых объектах только-только возвели фундамент. В тот момент как раз строился жилой комплекс «Нурсая-1». Вторая очередь этого ЖК строилась не так быстро, над проектом работало сразу несколько фирм. К тому моменту уже стоял каркас «Байтерека», от которого и должен был тянуться огромный бульвар. До этого никто еще ни разу не реализовывал такие огромные проекты, да и площадей в Казахстане подобных не было и нет. Мне тоже не приходилось строить подобное, в основном занимался строительством заводов, фабрик, жилых зданий.

Проект был непростой, ведь это с виду кажется, что сверху просто красиво уложено плиткой, а ведь под ней целый город со своей канализационной системой, дренажными сооружениями и прочими механизмами. Наверное, поэтому иностранные туристы восхищаются именно Водно-зеленым бульваром и любят здесь бывать, ведь проект уникальный. Высотными зданиями их сейчас не удивишь.

— С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации этого объекта?
— Сам по себе проект был необычен, даже то, что весь бульвар должен был быть уложен плиткой, а не брусчаткой, как мы привыкли, стало для нас новым. Раньше такой материал мало где использовался, только если перед Дворцом культуры, а здесь целая площадь выложена из нее. Пришлось подстраиваться под почвенную особенность региона. Были трудности и с доставкой строительного материала. Тогда ведь всего одна дорога вела на левый берег — мост по проспекту Респуб­лики. Все бетонные заводы, строительные материалы находились в старом городе, там, где сейчас находится Центральный рынок. Представляете, какие километровые пробки стояли на мосту, чтобы вывезти необходимый материал на левый берег? Например, бетон не может в машине находиться часами, он должен в течение часа быть доставлен и использован, иначе схватится и уже будет непригоден. Приходилось работать в немыслимых условиях. Но мы уложились в сроки.

Дюсембай Жусупбекович, расскажите, пожалуйста, что повлияло на выбор профессии, и какие еще объекты близки вашему сердцу.
— После окончания школы мы всем классом пошли работать на Сарбайский карьер, нам давали школьную специальность «Помощник электростроительного электровоза». Там я отработал 6 лет. За это время окончил Политехнический институт. Хотел стать геологом или строителем, но геологический институт перевели в другой город, да и все мои друзья тогда учились на строительном факультете. Так и было принято решение (смеется). Хотя во многом также сказалась моя любовь к черчению и рисованию. Помню, когда я был маленький, отец строил дом, я ему помогал. А уже в 9 классе, когда мы переехали в деревню, практически самостоятельно вместе с дядей построил новый, правда, одноэтажный дом. Можно сказать, это был мой первый объект.
На стройке освоил все профессии, работал и прорабом, и мастером участка. Во времена Советского Сою­за мы построили Лисаковский горно-обогатительный комбинат, в Кустанае — завод по производству дизельных двигателей, в Актюбинске — обогатительную фабрику на Селукском месторождении фосфора. Когда было обнаружено Тенгизское месторождение нефти, нам было поручено построить завод по добыче нефти и газа, а также город для нефтяников Кульсары.

А когда в столице объявили первый тендер по малоэтажной застройке, мы его выиграли. Тогда по Коргалжынской трассе нами было построено 19 коттеджей, а следующими объектами стали конноспортивный комп­лекс, ЖК «Гранд Алатау», «Гранд Астана» и многие другие.

— Как вы считаете, отличается ли работа нынешнего поколения строителей от прежнего?
— В настоящее время нет такой государственной организации, которая была бы генеральным подрядчиком во всех регионах, как когда-то Министерство строительства. Тогда было с кого спросить по срокам и качеству строительства. Сейчас частный застройщик нанимает несколько подрядчиков, которые строят один объект, но с разным «почерком». Это сказывается на проекте в целом. Кроме того, многие объекты затягиваются, например, жилой дом должен возводиться не дольше года и семи месяцев. А у нас сроки не соблюдаются. Для того чтобы строительная отрасль в стране развивалась, необходимо вернуться к прежнему опыту, когда государственный орган является заказчиком и ответственной стороной.

— Каких объектов, на ваш взгляд, не хватает в столице?
— Я считаю, что, к сожалению, в нашем городе мало мест, где можно было бы отдохнуть, удивить иностранных туристов. Все-таки здесь столица восточного государства, думаю, нужно реализовывать национальные проекты, связанные с историей, культурой и традициями народа. Возможно, стоит уделить внимание строительству Восточного рынка, который сможет передать особенность страны. В советское время задача была обеспечить всех жильем, поэтому строили сплошь одни дома. Нужно отойти от этого, уделить внимание озеленению, парковым зонам и местам культурного отдыха горожан. Высаживать больше зеленых насаждений, на месте снесенных старых зданий строить этногородки.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button