Мотокросс - популярный мото-спорт в Астане

30 Июля 2009 / 2245 / ()
Мотокросс - популярный мото-спорт в Астане

Гулкий рев мотора, скорость и крутые виражи. Мотоциклы – любимая стихия и профессия Игоря Гавриленко. За тридцать лет столичный мотокроссмен намотал не одну сотню километров опасных поворотов и воспитал целое поколение отважных и отчаянных спортсменов, в числе которых двое его сыновей.

В седле «железного коня»

Любовь к мотоциклетному спорту обеспечила Игорю подтянутую фигуру, бодрость духа и неутомимость. Именно поэтому в свои сорок шесть лет он излучает оптимизм и энергию. Много лет Игорь трудится тренером секции мотокросса в центре технического творчества города Астаны. Мне повезло, говорит он, я смог совместить любимое увлечение и работу. Непростой, но увлекательный и полный спортивного азарта мотокросс Игорь открыл для себя в пятнадцать лет. Как и других мальчишек, его тянуло к технике. Пришел в кружок ДОСААФ и остался. Так сильно затянула дружба с железным конем. Но в девятнадцать лет ему сказали: ставь мотоцикл, будешь тренировать других ребят.

- Как правило, в секцию мотокросса приходили ребята, которые не учились в музыкальной школе, а больше времени проводили на улице. У многих из них были не самые гладкие отношения в семье. После занятий их уже не интересовали улица и безделье, они были заняты и увлечены своим делом. Сегодня все эти ребята стали самостоятельными людьми, преуспели в разных сферах. Мотокросс – это тяжелый вид спорта. Он помогает выработать характер и силу воли. Поэтому из двадцати пришедших может остаться один. Ведь все хотят сразу сесть на мотоцикл и ездить, - говорит Игорь.

Однако прежде чем оседлать «ревущего» двухколесного друга, необходимо изучить теорию. В частности, воочию ознакомиться с устройством мотоцикла. В этом случае ручку и карандаш заменяет гаечный ключ, а после очередного занятия ученику приходится долго отмывать руки от мазута.

С высоты трамплина

О спортивно-кроссовых мотоциклах Игорь Гавриленко может говорить много и долго, с неподдельным увлечением. Главное их отличие от дорожных состоит в том, что они предназначены для езды по бездорожью - кривым ухабам и коварным кочкам. Так что колеса здесь что надо! На любой каприз погоды – своя разновидность шин. Для песка, жесткого грунта и грязи. Специальную спортивную резину отличают большие шипы-протекторы. С помощью которых мотоцикл «цепляется» за землю. Кроме того, у спортивно-кроссового мотоцикла усиленная ходовая часть. Как раз для совершения прыжков. Например, с высокого трамплина. Чтобы «взлетать в воздух» и совершать отчаянные головокружительные виражи на высоте несколько десятков метров, мотоцикл должен весить как можно меньше. С целью уменьшения веса машины многие ее составляющие делаются не из железа, а из пластмассы. Спортсмену легко управляться со своим мобильным и податливым «нетяжеловесом», да и в случае падения риск получить травму не так высок. Кстати, управление мотоциклом – целая наука, которая всецело подчиняется постулатам физики – законам динамики, скольжения, торможения и т.п. Так, например, совершая прыжок с трамплина, мотогонщик должен верно рассчитать свой полет.

- Мы чувствуем мотоцикл в воздухе и управляем им, чтобы правильно приземлиться. Спортсмен может рулить колесом в воздухе, оно ведь имеет крутящий момент, и тогда мотоцикл меняет траекторию полета. У мотогонщика физическая нагрузка даже выше, чем у футболиста, хотя последний, казалось бы, на протяжении всего матча бегает по полю. Я всегда говорю, что мотокросс берет свое начало с конного спорта, просто прогресс сделал свое дело. Сначала люди скакали на конях, прыгали через барьеры, а потом просто пересели на «железных коней» и теперь на них преодолевают препятствия. Поэтому в мотокроссе, как в скачках, тоже необходима физическая сила и подготовка, - отмечает Игорь.

По взмаху клетчатого флажка

Клубы пыли, глухой или визгливый рев мотора и прыжки в воздухе, от которых перехватывает дыхание. Соревнования по мотокроссу – это всегда яркое и захватывающее зрелище. Ради таких моментов ребята усиленно тренируются, часами штудируют устройство мотоцикла. Обычно состязания включают два заезда, каждый по 15-20 минут. Есть извилистые и прямые участки. Трасса проходит по замкнутому кругу, общая протяженность до полутора километров. Самое главное, рассказывает Игорь, это безопасность спортсменов. Солидная экипировка мотокроссмена наводит на мысль, что мнение о том, что мотоцикл – это травмоопасный вид транспорта, не что иное как стереотип.

-Спортсмен должен быть правильно одет. У нас, как у хоккеистов, своя «форма защиты»: шлем, наколенники, налокотники, корсет , защищающий грудь и спину, а также мотоботы. Последние стоят от 500 до 800 долларов. В целом комплект такой формы обходится в 1000-1500 долларов. Ее можно купить в специализированных магазинах, - говорит он.

Чтобы машина была всегда на ходу и готова на спортивные подвиги, за ней необходимо хорошо ухаживать. Игорь Гавриленко учит ребят определять поломку по звуку двигателя.

- Если мотоцикл заглох и больше не едет, сразу начинаем искать причину. Обычно что-то случается с мотором, потому что спортивные мотоциклы работают в экстремальном режиме, может заклинить поршень. Если небольшая поломка, успеваем поменять запчасти между заездами, если серьезная – спортсмен сходит с трассы. Все спортсмены заботятся о своих машинах, мы стараемся найти хорошие запчасти и даже наклеить красивые наклеечки, - улыбается мотокроссмен.

Семейное хобби

В спорт Игорь Гавриленко привел за собой двух сыновей. Денису, студенту двадцать лет. Он уже кандидат в мастера спорта по мотокроссу. Чемпион Казахстана Дмитрий перешел в четвертый класс. Вместе с папой сыновья ездят на спортивные турниры. Надежные помощники в дороге и соратники на трассе. Недавно спортсмены из секции Гавриленко заняли второе место на соревнованиях Сибирского федерального округа в Омске. Туда померяться силами съехались мотокроссмены из более чем десяти городов, в том числе из Кемерово, Красноярска, Новосибирска.

-В этом году мы уже проехали четыре из шести этапов Чемпионата Казахстана. Летний сезон стартовал в апреле и завершится в сентябре. Мы боремся, чтобы сборная нашего города вышла на первые позиции. Сегодня в стране восемь команд, и среди них мы находимся на втором месте. Мы участвуем не только в республиканских соревнованиях. Недавно получили приглашение

на международную гонку в Монголии, но мы не можем себе этого позволить, так как все упирается в деньги, - говорит он.

На вопрос о том, как относятся родные к его работе и любимому увлечению, Игорь говорит лаконично, «уже привыкли». Он называет себя «катающимся» тренером, потому что до сих пор не прочь с ветерком проехаться по трассе.

-Спортивных лавров у меня нет, хотя если бы не стал тренером, может, что-то бы и выиграл. Сейчас у меня первый спортивный разряд по мотокроссу. В прошлом году на сорокапятилетие мне вручили значок ветерана автомотоспорта. Я люблю свою работу и стараюсь, чтобы мои воспитанники были технически грамотными, могли без труда починить свою машину. Сегодня стране нужны не только грамотные юристы и экономисты, но и хорошие технари.

Справка. Впервые мотокросс прошел в Кэмберли (Великобритания) в 1924 г. Название "Мотокросс" сложилось из слов "Motorcycle" (англ. "мотоцикл") и "Cross Country" (англ. "пересеченная местность"). Постепенно название стали сокращать до MX.

Автор: Динара Кулакпаева


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.