КультураНовости

Судьба народа

В Астане состоялся круг­лый стол, посвященный 77-й годовщине депортации немцев в Казахстан. 28 августа 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Автономная республика немцев Поволжья была ликвидирована, и началось насильственное переселение. Мероприятие прошло на базе Государственного архива города Астаны.

Судьба целого народа на долгие годы была связана с лишениями только из-за принадлежности к немецкой национальности. По официальным данным, с 3 по 20 сентября 1941 года из Поволжья выселили 438,7 тысячи человек. Обвинялись они в пособничестве «многочисленным шпионам и диверсантам», якобы засланным гитлеровцами в этот регион. Людям приказали в 24 часа подготовиться к переселению и прибыть в пункты сбора. Почти все их имущество — дома, скот, домашняя утварь — было конфисковано. Брать с собой разрешалось только то, что можно было унести в руках. На новом месте их зачастую выгружали из эшелонов в голую степь. В первую же зиму умерло много детей и стариков. При этом многие военнообязанные немецкой национальности отправлялись с фронта в тыловые части. Лишь в 1964 году официально признали необоснованными все обвинения в адрес советских немцев. После чего медленно и непоследовательно началось восстановление их гражданских прав.

Страшные времена

По словам участницы круглого стола кандидата исторических наук Шолпан САЯХИМОВОЙ, история переселения немецких общин из Европы на территорию Российской империи мало изучена. Часто это было связано с религиозными причинами. Например, сторонники протестантской религиозной общины не нашли поддержки в Германии и отправились на север Кавказа. Организатором движения был пастор гессельбергской общины, который определил Северный Кавказ как одно из мест спасения на земле. Именно поэтому этот регион стал первым, куда мигрировали немецкие общины. Немецкие колонии жили обособленно, поэтому сохранили свой язык, культуру, традиции и обычаи. Религия была мощным фактором в жизни общины. Она наложила отпечаток на уклад, характер и правила проживания. Протестанты, используя последние достижения в агрономии и зоотехнике, вели грамотную экономическую политику внутри общины и добивались высокой рентабельности в своих хозяйствах, развивали ремесло, строили заводы. Но Октябрьская революция разрушила сложившийся уклад общины. А с началом Великой Отечественной войны началось насильственное переселение. Казахстан был одним из регионов, куда выселялись депортированные народы. Уменьшение численности населения в результате геноцида казахов в годы коллективизации, боевых потерь и высокой смертности в годы Великой Оте­чественной войны компенсировалось депортированными этносами.

Шолпан Саяхимова рассказала, как ездила в Германию и беседовала с казахстанскими немцами.

— Процесс депортации носил жес­точайший характер. Время в пути до места назначения составило почти месяц. Это был месяц страданий — физических и моральных, жестокой борьбы за выживание, потери близких и родных. Одна из немецких женщин, Марта ГАРДТ, описала в своем дневнике, как всех загрузили в машины и вывезли с родины, а затем загнали сначала в темный амбар, а после по 40 человек в вагоны для перевозки скота. Поезда на восток шли медленно, пропуская встречные эшелоны с солдатами, боеприпасами, медикаментами, продуктами. Бывало, стояли сутками. Однажды Марта с сестрой выпрыгнула из вагона, на корточках по грязи добралась до коров на ферме. Но они почти не давали молока — от дойки пяти коров получили лишь пол-литра. Эдвин ШЛЕЙН, который живет сейчас в Германии, рассказал, как чудом остался в живых. Он был годовалым ребенком тогда, в дороге тяжело заболел, и на одной из станций его хотели снять с поезда, так как тела мертвых детей забирали при остановке состава. Но, к счастью, офицер поднес зеркало к его губам, оно вспотело, и его оставили матери.

Спасибо казахам!

За круглым столом отметили, что старшее поколение немцев по сей день благодарно за то, что в те голодные годы им помогли выжить простые казахи. Несмотря на политические гонения, перенесенные трудности, депортированные народы совместно с местным населением внесли свой вклад в восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, в освоение целинных и залежных земель. Спецпоселенцы были морально и социально ущемлены, лишены элементарных прав, ограничены в передвижении вплоть до середины 50-х годов.

Доцент кафедры истории Казахстана КазАТУ Галия АЛПЫСБАЕВА отметила, что депортированные немцы были самыми многочисленными на целине — только в Целиноградской области было 96562 человека. Во время работы с архивными документами она выяснила, что поляки, к примеру, работали большей частью управленцами среднего ранга, чеченцы и ингуши были чаще завскладами, а вот немцев привлекали на самые трудные участки: трактористы, комбайнеры, доярки.

— Когда мы изучали архивные документы, оказалось, что в отличие от других народностей у немецкого населения не было проблем с социализацией, они были законопослушными, терпеливыми, бескорыстными, — рассказала Галия Алпысбаева. — Легко учили казахский язык, были часты браки с представителями местного населения. У нас в планах изучить, как немцы, уехавшие в Германию, помнят советскую действительность. А у многих семей сохранились дневники и фотографии XIX века. К нам даже обращались с просьбой, чтобы записали историю их семьи. Это прекрасный источник для научной деятельности.

По крупицам собирая историю

Представители общества немцев «Возрождение» рассказали, что они ездят по аулам, собирают экспонаты для своего музея: прялки, деревянные грабли, сделанные без единого гвоздя, колеса, вышивки, издали книгу «Немцы Казахстана».

Заместитель председателя общества Елена ШВАРЦ рассказала, что на учете у них около 700 человек из Астаны и восьми районов Акмолинской области: реабилитированных, многодетных, малообеспеченных, инвалидов. В помощь им Германия выделяет средства. Также действуют социальные проекты: «Академия для сеньоров» — люди поправляют свое здоровье в Боровом, изучают обычаи и традиции немецкого народа, молодежный театр, который ставит постановки об истории немецкого народа. Молодежь при обществе часто слушает рассказы стариков. Елена Шварц рассказала, что знает об истории своей семьи.

— В советское время это было закрытой темой. Сколько мы ни просили, взрослые не хотели вспоминать о депортации. Из обрывков рассказов мы узнали, что родителей высылали с 1943-го по 1945 год. Им обещали, что они вернутся в свои дома, но их обманули и увезли в Сибирь валить лес. Я росла в Шортандинском районе. Мои родители были разнорабочими. Мама окончила всего пять классов и начала трудовую деятельность, работала и в поле, и в детском саду, папа был скотником. Они уехали в Германию в 1997-м, а через полгода умер папа. Через год мама заявила, что хочет домой. Она сказала моей сестре, что поедет в гости, вернулась в Казахстан и осталась. Сестра моя живет уже 20 лет в Германии, но никак не может привыкнуть к менталитету. Ей не хватает казахстанских просторов, воздуха, общения.

Вклад в экономику

Профессор ЕНУ Арайлым МУСАГАЛИЕВА рассказала, как была в Саратове с 14 по 19 августа на посвященной 100-летию немецкой автономии в Поволжье конференции. Там собралось много ученых из Германии, которые исследуют Казахстан.

— Я изучаю вклад немцев в экономику Казахстана в послевоенные годы, а также немецкие совхозы, религиозные общины. Исследую в основном документы архива Акмолинской области. Ведь после смерти Сталина немцев, поляков, крымских татар не реабилитировали сразу. Полная их реабилитация состоялась лишь в 1989 году.

Профессор поблагодарила сотрудников Госархива за сотрудничество и поддержку и попросила открыть фонды известных астанинских немцев для исследования.
Также за круглым столом отметили, что депортированные народы внесли огромный вклад в экономику, историю и культуру нашего государства.

Жанар Даутова

Статьи по Теме

Back to top button