НовостиОбщество

Три символа Наурыза — гармония, добро и благодарность

Об истории зарождения Наурыза и его сакральном смысле «Вечерней Астане» рассказала кандидат исторических наук, ученый секретарь РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Зубайда СУРАГАНОВА.

— Зубайда Кабиевна, расскажите, как появился праздник Наурыз?
— Праздник появился, если верить священной книге «Авесте», в середине первого тысячелетия до н.э. Праздновался он, как и сегодня, в день весеннего равноденствия. Однако за две тысячи лет точка весеннего равноденствия переместилась. В настоящее время день равноденствия приходится на 21-22 марта, к примеру, в Х-XI веках он приходился на 14-16 марта. Вполне возможно, что традиция праздновать начало года 14 марта на западе Казахстана — Амал мейрамы, или праздник Көрісу, воссоздает ту давнюю традицию.

В казахской традиции, по историческим источникам, отмечалось празднование трех Наурызов: 1 марта — древний общеказахский, 9 марта — персидский и, наконец, Казыбек-Наурыз, который встречали на 12 или 13 дней позднее.

Как всякая живая традиция, Наурыз пережил разные этапы в своей истории. 5 марта 1921 года президиум КазЦИК принял постановление, в котором официально объявили празднование Наурыза. Однако в 1926 году праздник запретили. Благодаря усилиям национальной интеллектуальной элиты в 1988-89 гг. Наурыз вновь возвращается к казахам. Надо заметить, что у нас он имеет и другое название — Ұлыстың Ұлы күні — Великий день страны.

— Какие обряды совершались во время празднования Наурыза? В чем их сакральный смысл?
— Празднование начала года у нас стартует с предваряющего Наурыз праздника Амал, где главным обрядом является ритуал приветствия. На горе Отпантау (горная вершина на полуострове Мангистау. — Ред.) разжигают священный Огонь Единства. Прежде огонь разжигали, чтобы помочь небесному светилу — Солнцу набрать силу.

Наурыз у казахов традиционно воплощает три важных символа. Первый, тепе-теңдік — гармония, баланс, тождество дня и ночи, зимы и лета, равновесие сил между природой и обществом.

Второй, игілік — благотворение. В этот день необходимо творить добро, благотворительность является одним из важных символов этого праздника.

Третий, жаңару — обновление. Накануне праздника все приготовления к нему должны быть завершены. Процесс очищения в канун праздника начинался с освобождения от злых помыслов, ненависти, грехов, прощения обидчиков, плавно переходя в очищение физическое — тела, одежды, дома. Существует казахское выражение «Одежда, словно белый снег Наурыза». Было поверье, что только в чистый дом и к чистому душой человеку придет счастье — құт, береке. Сегодня старики говорят: «Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла».

— Какие обряды сохранились на территории современного Казахстана, связанные с празднованием Наурыза?
— В рамках новогоднего праздника Наурыз происходил, согласно традиционным представлениям, процесс обмена — обмен ритуальный в виде угощений-благопожеланий, угощений-подарков, который стимулировал обновление и пробуждение природы и человеческой энергии, главной целью чего было повысить плодоносность и изобилие. Это характерная черта в рамках новогодних праздников для всех народов.

К обрядам Наурыза относятся ритуалы обмена в виде песенного состязания — айтыса между девушкой и джигитом, олицетворяющего символическую борьбу зимы и весны. Считается, что если выиграет девушка, то год предстоит хороший. Ритуалы церемониального обмена благопожеланиями и добрыми напутствиями между всеми участниками празднества — Наурыз тілек; саумалық — пожелания в стихотворной форме.

Это и обряд приветствия Солнца, к которому обращались со словами «Армысың, қайырымды Күн-Ана, құт дарыт, жарылқа!» (Здравия тебе, милостивая, благотворящая, великодушная Мать-Солнце, облагодетельствуй нас счастьем, благодатью!). Обряд вливания масла в родники — бұлаққа май құю, опрыскивания деревьев, растений молоком — ақ бүрку.

В дни Наурыза готовятся специальные ритуальные блюда, характерные только для этого праздника: белкөтерер, ұйқыашар, наурыз-көже. Они предназначены для разных возрастных групп, стимулируя физическое здоровье, также имеют разные задачи.

Первое угощение — белкөтерер, что буквально переводится как «поднимающий стан», устраивается для пожилых и немощных людей. Это блюдо традиционно готовили из говядины. Для тюрков крупный рогатый скот символизирует животное с холодным дыханием. В тюркской мифологии бык — символ зимы. С одной стороны, это угощение должно придать тем, кто его вкушает, — силу, а с другой стороны, блюдо символизирует принесение зимы в жертву.

Второе блюдо — ұйқыашар, в переводе «пробуждающий ото сна», готовилось в молодежной среде. Это было мясо зимнего забоя, которое варилось в свежем молоке. Джигиты в благодарность одаривали девушек и молодух подарками.

Третье блюдо — наурыз-көже готовилось и готовится практически каждой хозяйкой. Наурыз-көже, или көп-көже, сегодня на народных гуляниях сохраняет свое главное предназначение общественной трапезы, способствующей единению народа в великий праздник обновления и надежды.

— Наурыз, одно время забытый, сегодня стал любимым народным праздником со своими ритуалами и традициями. Как вы думаете, нужно ли что-то менять в формате проведения праздника?
— В Казахстане для его возрождения сделано немало. Если в 1991 году Наурыз был определен как «народный праздник весны», то в 1995 году его отнесли к национальным праздникам, а в 2001 году он стал государственным праздником и выходным днем. Изменилась продолжительность празднования Наурыза. Если в 1991 году это был всего один день — 22 марта, то сегодня мы отмечаем его пять дней.

Наурыз вошел в Национальный список нематериального культурного наследия Республики Казахстан под первым номером. Это очень символично!

Согласна с предложениями, высказанными министром культуры и спорта РК Арыстанбеком Мухамедиулы о том, что праздник должен обрести общенациональный характер и охватить все слои населения, включая подрастающее поколение.

Есть одна проблема, связанная с Наурызом, но она, верится, решится в ближайшее время — до сих пор не разработана общенациональная концепция праздника. У нас значительная территория, и отмечать Наурыз одновременно по всей стране в одинаковом формате сложно. Если на юге республики имеются все возможности встречать его на свежем воздухе, то на севере еще снег не растаял. Как вариант, можно было бы праздновать его с юга на север. Начиная с 14 марта на юге, западе и завершая на севере в начале мая. При этом празднование должно иметь не только этнографический формат, но и практическую сторону, например, субботники по очищению и озеленению территорий и т.д. в сопровождении традиционных ритуалов.

Что касается столицы, пока в Астане нет единой этнографической площадки для проведения народных праздников, но с созданием в 2018 году нового государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок» на территории одноименного археологического памятника VII-XV вв. такая площадка появится. Территория живого музея «Бозок», согласно разработанной концепции, станет местом организации этнографических праздников, одним из самых значимых среди них будет, конечно же, Наурыз.

Сегодня Наурыз празднуется не только в Казахстане, а в более чем 20 странах мира: Азербайджане, Албании, Афганистане, Бахрейне, Боснии и Герцеговине, Грузии, Индии, Иране, Ираке, Китае (СУАР), Косово, Кыргызстане, Македонии, Монголии, Пакистане, России (Башкортостан, Дагестан, Крым, Татарстан, Республика Алтай, Сибирь, Северный Кавказ), Таджикистане, Турции, Туркменистане, Узбекистане.

Называется он по-разному: Навраз, Наврез, Навроуз, Навруз, Науруз, Наурыз, Нарас, Невруз, Новоруз, Новруз, Нооруз, Норуз.

Его отмечает более 25 народов Евразии, включая агулов, адыгейцев, азербайджанцев, афганцев, балкарцев, башкир, татар, кабардинцев, казахов, карачаевцев, крымских татар, кумыков, ингушей, лакцев, лезгин, ногайцев, рутульцев, табасаранцев, туркмен, тэтов, уйгуров, узбеков, цахур, чеченцев, черкесов.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button