КультураНовости

Триптих на сцене

Почему при спорных ситуациях люди все чаще предпочитают оставаться в стороне и стараются не вмешиваться в жизнь окружающих, даже когда помощь явно нужна? О проблеме человеческого равнодушия в современном обществе зрителям напомнили на премьере спектакля «И дольше века длится…» в столичном Театре «Жастар».

По словам режиссера-постановщика Нурканата ЖАКЫПБАЯ, тема общественного безразличия в современном обществе по-прежнему остается актуальной. Чтобы рассказать публике об истоках этого социального явления, режиссер объединил в одной постановке мотивы трех произведений известных отечественных писателей: «И дольше века длится день» Чингиза АЙТМАТОВА, «Жетім бота» Оралхана БОКЕЯ и «Мәңгілік бала бейне» Розы МУКАНОВОЙ. В итоге перед публикой возникли вовсе не классические переложения знаменитых книг, а ожившая фантазия о том, что будет, если человека оставить наедине со своими проблемами.

Триптих «И дольше века длится…» объединяет в себе размышления автора о смысле бытия, реальную историю жертв сталинских репрессий и трагизм ядерных испытаний в единое эпическое философское полотно. Однако при всей нереальности происходящего каждый присутствующий в зале ощущает себя непосредственным свидетелем, практически участником происходящего.

Стараниями актеров Адиля АХМЕТОВА, Назерке СЕРИКБОЛОВОЙ и Молдир КОЖАГЕЛДЫ в наиболее драматичных сюжетных линиях отражены трагедии трех людей, переживших ужасы репрессий и ядерных испытаний, также затрагивается тема поиска смысла человеческого существования, предательства и веры. Если минуту назад зрители сопереживали Едигею (Адиль Ахметов), который из-за нехватки земли на кладбище не может похоронить своего друга Казангапа, то затем их внимание приковано к трогательным монологам девочки Ляйлек, ставшей жертвой ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которую сыграла Назерке Серикболова.

Молдир Кожагелды в образе сироты Акботы также постаралась донести боль от потери родителей в юном возрасте.

А на заднем плане в ходе представления на стульях сидели артисты, изображающие толпу людей в деловых костюмах, занятых своими делами и разговорами по телефону. Уткнувшись в свои гаджеты, они не обращают внимания на то, что перед ними разворачиваются человеческие трагедии. Им нет никакого дела до страдающих героев пьесы. Так режиссер хотел показать, что в современном обществе люди стали меньше сопереживать окружающим, все больше отдавая предпочтение не живому общению, а коротким разговорам и обмену сообщениями в смартфонах. Почему так происходит? Спектакль не дает на это ответа. Но заставляет задуматься.

Фото предоставлено пресс-службой Театра «Жастар»

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть