Мы продолжаем серию материалов об истории Астаны — от древних времен до наших дней. Ведущий рубрики — доктор исторических наук Марат АБСЕМЕТОВ.
92 ПШЕНИЧНЫХ ПОЛЯ ТОГАНАСА
Предание гласит, что между Нурой и Ишимом в древние времена казахский батыр Тоганас распахал 92 пашни и засеял пшеницей. Хлеб, выпеченный из этой муки, получился белым и очень вкусным и долго хранился, из-за чего приобрел большую популярность у путешественников и людей, совершающих паломничество к святым местам. Слава об акмолинском хлебе разнеслась по всему свету.
Как-то китайский император попробовал баурсаки из акмолинской муки и, поразившись дивному вкусу, незамедлительно постановил: «Покупать только акмолинскую муку или менять ее на самый лучший шелк». Долгие годы караваны с мукой шли из Акмолы в Китай, пока император не заявил: «Не проще ли привезти акмолинскую пшеницу и посеять ее в Китае?».
Приказано – сделано. Привезли акмолинскую пшеницу и засеяли поле. Из полученной муки китайские хлебопеки испекли каравай. Но императору хлеб не понравился. Как ни старались земледельцы, хлеб не выходил таким белым и вкусным. «Наверное, все дело в акмолинской земле, а может в воздухе?» — ломали голову китайцы. Но землю не перевезти!
ДРЕВНИЕ ЗАКОНЫ ХАНА ИШИМА
После падения ханства Кучума среди кочевых племен, населявших современный Казахстан, начались раздоры и междуусобицы. И в это тяжелое для Великой степи время на политическую арену вышел Ишим хан.
Ишим хан (1598-1645), следуя заветам своего великого предка Чингисхана, установил в казахском кочевом обществе порядки и законы согласно древней «Яссе». Эти преобразования в государственном управлении получили название «Есімханның ескі жолы» — «Древний путь хана Ишима».
Как утверждает выдающийся русский ученый А.И. Левшин (1797-1879), у степной безымянной реки кочевые казахские племена образовали три орды – Большую, Среднюю и Малую, признали своим повелителем хана Ишима и его древние законы. В честь хана безымянная река получила название Ишим.
Ныне благословенные воды Ишима, свидетели тех далеких времен, текут по центру новой столицы Казахстана, разделяя ее на левый и правый берега.
МОСТ ЖАЛАНТОС БАХАДУРА
В царские времена из-за острой нехватки камней и строительного материала при строительстве Акмолинской крепости на разбор и слом пошел старый каменный мост через Ишим, в народе прозванный Караоткелем (черной переправой). Мост долгие века служил для прохождения торговых караванов.
Как гласит предание, мост построил по просьбе правителя Салкам Жангира отважный полководец и зодчий Жалантос бахадур, автор прекрасных дворцов Самарканда. Возведенные позже деревянные мосты через Ишим были не так долговечны и прочны как каменный мост Жалантоса, но память о каменной переправе осталась.
АКМОЛА — СТАВКА ТАУКЕ
В XVIII веке у берегов Ишима, в местности Куйгенжар (10 км от Астаны), расположилась ставка хана Тауке, сына знаменитого Салкам Джангира. Нашествие китайских джунгар вынудило его оставить город Туркестан. При помощи казахских батыров и биев канжыгалы Богенбая, каракерей Кабанбая, шакашак Жанибека, басентейн Малайсары, кипчака Кошкарбая, Казбек бия и Бухар жырау он проводит военные советы и организует сопротивление захватчикам. Здесь, в условиях тяжелой затяжной войны, Тауке совместно с законодателями степи Толе, Казбеком и Айтеке утверждает основной закон казахов «Жеты жаргы» («Семь установлений»).
Позже начатое им дело продолжили его сыновья ханы Средней Орды Болат, Абильмамбет и Самеке. В период военных угроз со стороны Китая и Ирана казахские правители, естественно, искали помощи у своего могучего северного соседа в лице России.
10 июня 1734 года императрица Анна I обращается к хану Самеке и «ко всему казацкому Средней Орды войску» с воззванием о принятии присяги на верность царскому трону и о прощении казахов за набеги на подданных России. Пользуясь особым доверием у императрицы Анны I хан Самеке испрашивал у самодержицы не только оружие и порох, но и помощь в строительстве укрепленного города в кочевьях Средней Орды. Самеке, собрав лучших строителей Коканда и Бухары, начал возводить стены города-крепости у берегов Ишима, где был похоронен его отец знаменитый Тауке хан. Внезапная смерть Самеке прервала его благородные замыслы. (Ага-султан Акмолинского округа Конуркулжа Кудаймендин приходится правнуком Самеке и прямым потомком Тауке хана).
Позже правителем Средней Орды и всего Казахстана стал великий Абылай, который в степях Сарыарки создал мощное кочевое государство и 48 лет правил казахским народом. Абылай хан по сведению русского ученого А.И. Левшина (1797-1879) в совершенстве владел как русским, так и китайским языками.
ЗАВЕЩАНИЕ КАРАСАЙ БАТЫРА
Карасай батыр долгие годы провел в битвах и сражениях, защищая родную землю от захватчиков. Умирая, завещал похоронить его в центре казахской степи, в Сарыарке, на высоком холме: «Пусть мой дух будет обозревать от заката до восхода всю ширь казахской земли, радоваться друзьям и преследовать врагов».
Рисунки Сакена Искакова