КультураНовости

Во власти Дона Карлоса

Запутанные придворные интриги, заговоры, коварство и роковая любовь переплелись воедино в самом масштабном произведении Джузеппе Верди. На премьере монументальной исторической оперы «Дон Карлос» в театре «Астана Опера» в течение нескольких часов меломаны следили за непредсказуемыми сюжетными поворотами, чтобы понять, способны ли светлые чувства противостоять паутине дворцовых интриг.

Как сообщили в театре, популярная опера «Дон Карлос» выделяется из всего контекста творчества композитора, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под его пера. Самая большая и амбициозная из всех опер, написанных по мотивам одноименной драмы Шиллера, была заказана композитору в ноябре 1865 года директором театра Большой оперы в Париже.

Монументальное произведение, рассчитанное на ведущих артистов, способных насытить драматизмом одно из самых эмоционально воздействующих сочинений Верди, концентрирует внимание на атмосфере войны с Испанией, на человеческой меланхолии и судьбе Фландрии. По словам постановщиков, здесь политика, религия, история, которые тонко переплетаются и усугубляют страхи и запреты, лежащие между главными героями. Поскольку грандиозная постановка требует большого состава первоклассных певцов, на мировых театральных подмостках опера «Дон Карлос» ставится довольно редко. Обладатель премии Opera Star в категории «Лучший режиссер 2019 года» итальянский режиссер-постановщик Давиде ЛИВЕРМОР впервые поставил эту оперу в Казахстане и постарался, чтобы зрители прочувствовали мощь и важность творения Верди. Драматические события, развернувшиеся на сцене, словно заиграли на новый лад, не теряя своей актуальности. Сдержанно-мрачноватый колорит передвижных декораций и игра цвета вводили публику в мрачную атмосферу темных фантазий, в основе которых видна глубокая перспектива дворцовых залов.

Роскошь и размах новой постановке придавали не только яркие спецэффекты, но и пылающий пламенем крест, спускающийся из-под театральных сводов, фигура Карла V, застывшая в камне, парящие в воздухе клетки с заключенными в них людьми и другие «изюминки» спектакля, которые заставляли пристально наблюдать за перипетиями сюжетных линий. Безусловно, одной из самых ярких сцен стала сцена сожжения еретиков — ритуал до мурашек пронизывал своей правдоподобностью, страдания людей были максимально на виду. Над красочными костюмами средневековых исторических героев, в которых артисты почувствовали себя настоящими галантными рыцарями и прекрасными дамами, поработали художники Софья ТАСМАГАМБЕТОВА и Павел ДРАГУНОВ.

Главный хедлайнер вечера Медет ЧОТАБАЕВ, воплотивший образ страдающего от неразделенной любви Дона Карлоса, не переставал выдавать вердиевский сочный звук. Его романтический метущийся герой, борец за правду и враг деспотизма передал душевные переживания героя и искренне стремился освободить Фландрию. Неожиданными густыми и насыщенными басовыми вокальными поворотами ему всеми силами противостоит король Филипп II в интерпретации Евгения Чайникова. В образе властного правителя, который женился на невесте своего сына, артист смотрелся весьма достоверно и убедительно. Исполнительница роли Елизаветы Валуа Жаннат БАКТАЙ продемонстрировала лирическое, красочное звучание голоса, максимально прорабатывая каждое слово, звук, выдавая свою личную особенную интонацию. Королевский образ был под стать актерской харизме оперной дивы и быстро завоевал симпатии публики. Сундет БАЙГОЖИН — роскошный вокалист с красивым тембром — выразительно сыграл благородный лиризм, характерный персонажу Родриго. В роли принцессы Эболи ярко и экспрессивно выступила Татьяна ВИЦИНСКАЯ.

Кроме того, хор под руководством главного хормейстера «Астана Опера» Ержана ДАУТОВА создал неповторимую атмосферу благодаря мощному звучанию. Массовые эпизоды придавали особый масштаб постановке, они чередовались с более камерными, когда пространство сцены заполняли своей энергетикой и харизмой исполнители, которых поддерживал симфонический оркестр. Отменные лидерские качества маэстро Алана БУРИБАЕВА помогали музыкантам объединиться, чтобы выстроить кульминацию и проявить виртуозность во всем великолепии.

Гениальный музыкальный материал в сочетании с прекрасными голосами, лаконичной сценографией делают свое дело, так что время представления пролетает незаметно.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Дана Аменова

Журналист

Статьи по Теме

Back to top button