Рухани жангыру

Вольный сын степной свободы

Мы продолжаем серию материалов об истории Астаны — от древних времен до наших дней. Ведущий рубрики — доктор исторических наук Марат АБСЕМЕТОВ.

Кенесары -последний хан
Последний казахский хан Кенесары (1802-1847) мечтал вернуть былое величие предков и восстановить государственность. Великая степь откликнулась на его горячий зов, и Кенесары под свое знамя собрал тысячи вооруженных всадников. О нем слагали легенды, как когда-то о казахских народных героях Тохтамыше, Кучуме и Абылае.
Мощное вооруженное восстание было сломлено, и Кенесары погиб, но несгибаемый дух кочевников нашел продолжение в лице Абая, Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина — духовных отцов казахской нации.

Касымов холм (из рассказов писателя Хаджимурата Рахимова)
Акмолинский писатель Хаджимурат Рахимов посвятил родному городу исторический роман «Тайны Сенгира». В романе автор поднимает неизвестные пласты из прошлой жизни акмолинцев, дает свою интерпретацию тем или иным событиям, а также, опираясь на устные сказания, объясняет старые названия местности.
Хаджимурат Рахимов по поводу Акмолинской крепости пишет: «В бескрайней степи, на широкой равнине неожиданно для взора возникал невысокий холм величиною с добрый аул, напоминая со стороны спину серовато-желтого одногорбого верблюда… Казахи, испокон веков живущие в этих краях, называли холм Ханской сопкой, иногда Солдатской крепостью, но чаще — Касымовым холмом. Тому имелись свои причины. Правда, сегодня никто не может объяснить, почему он назван именно Ханской сопкой… Все легенды и предания об этом названии, видимо, затерялись в далеком прошлом. А вот почему холм получил название Солдатская крепость или Касымов холм, может поведать прохожему любой местный старик.
В начале XIX века у подножия Ханской сопки царь Александр основал крепость для охраны важного торгового пути, ведущего в Среднюю Азию, и направил туда корпус линейных казаков. Вот с того времени среди местного населения и закрепилось название Солдатская крепость.
…На крепость яростной бурей напало войско Кенесары — сына Касым хана, налетело, словно степной смерч, уничтожая все на своем пути, и на месте Солдатской крепости остались лишь тлеющие башни и стены. Народная легенда гласит, что войско Кенесары поначалу тайно подошло к вершине холма и лишь затем с яростным кличем внезапно бросилось на крепость. Битва продолжалась недолго: джигиты Кенесары в жестокой схватке одержали победу. Со дня памятного сражения этот холм люди прозвали Касымовым холмом — в честь отца Кенесары. Такова давняя история холма».

Предсказание Макыша Калтайулы
Известный поэт и теолог Макыш Калтайулы (1869-1916) учился в высшем духовном заведении Аль-Аскар в Каире (Египет) и совершил хадж в Мекку и Медину. По прибытии на родину в Акмолу (Караоткель) Макыш открыл медресе и обучал казахских детей наукам. За годы учительства им написаны шесть поэтических книг и четыре книги — переводы с арабской и персидской поэзии. Книги Калтайулы носили в основном религиозный характер и поэтому в советский период были незаслуженно забыты.
В своих размышлениях о будущем казахской нации Макыш пророчит то, что казахи получат независимость, а приишимская степь, как в былые времена Абылая и Кенесары, станет центром казахской государственности.

Золотая подкова Кулагера
Известный степной бард Ахан сере, разъезжая по аулам на своем легендарном скакуне Кулагере, часто останавливался на Караоткеле, у ишимской переправы.
Однажды прошел слух о том, что Кулагер потерял золотую подкову. Искали — не нашли. Прошли те далекие времена, но осталось поверье: у того, кто найдет золотую подкову, сбудутся сокровенные желания.

Нурмагамбет Сагынайулы
С древних времен у казахов сохранилась традиция проводить тризны в годовщину умершего. В памяти народной отмечены крупные тризны с участием несколько тысяч людей, проведением конных скачек, закалыванием огромного количества скота. На акмолинской земле проведением пышных поминок по отцу прославился один из влиятельных казахских богачей Нурмагамбет Сагынайулы (1848-1926).
Покойный Сагынай говорил, что в мире ином, кроме доброго имени, ничего не нужно, и поэтому после своей смерти многочисленные табуны коней, стада овец и коров завещал раздать малоимущим людям.
Нурмагамбет по наказу отца накопленное богатство направил на благотворительность и милосердие. Помимо всего, он в далекой Мекке, духовной столице мусульман, для своих соотечественников-паломников построил гостевой дом. Чтобы смягчить нравы царской администрации, Нурмагамбет подарил лучших степных скакунов юному престолонаследнику царевичу Николаю II во время его посещения Акмолинской области.
За проявленную щедрость и благую деятельность народ прозвал его паном Нурмагамбетом (в переводе с казахского «пан» — «благодетель, меценат»).
Рисунки Сакена Искакова

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть