ПроектыРухани жангыру

Возвращение к истокам

Новое прочтение знаменитой оперы «Биржан — Сара» Мукана Толебаева удивило столичную публику невероятными спецэффектами и 3D-графикой. Смелую режиссерскую версию истории трагической любви знаменитого певца Биржана и молодой поэтессы Сары представили на сцене театра «Астана Опера». Постановка спектакля «Биржан — Сара» состоялась в рамках программы Главы государства «Рухани жаңғыру».

Новые технические возможности способствовали тому, чтобы опера зазвучала свежо и современно. По словам постановщиков, спектакль сделан кинематографическим способом. По словам режиссера Асхата МАЕМИРОВА, в новой музыкально-сценической редакции эксклюзивного спектакля столичного театра гармонично сочетаются потрясающая сценография, интересные находки и музыка.
Концепция спектакля отличается от привычной отсутствием одноплановой трактовки образов героев, которые в силу стечения обстоятельств не смогли стать счастливыми.
Сама история любви двух талантливых людей рассказана почти так же, как мы ее знаем, а вот некоторые герои показаны по-иному. Например, волостной Жанбота. Если ранее он воспринимался исключительно как отрицательный герой, то теперь его поступки переосмыслены. Ведь он поступал в соответствии с нравами и правилами того времени, в котором жил.
В музыкальной части постановщики решили вернуться к истокам, которые долгое время предавались забвению.
— Во многих версиях «Биржан — Сары», сделанных за прошедшие более 60 лет, были вырезаны некоторые фрагменты оперы. Мы постарались восстановить в полном объеме всю музыку этого произведения. Включили все необходимые элементы, такие как знаменитую композицию Биржан сала «Темиртас» и скрипичную «Поэму» М. Толебаева, — говорит дирижер Абзал МУХИТДИНОВ.
В постановке задействованы сильнейшие отечественные исполнители. Не оставил публику равнодушным артистизм лауреата международных конкурсов Меира БАЙНЕШ, исполнившего сложнейшую партию Биржана.
— Мой Биржан не является классическим оперным героем. Он был человеком из народа, выступал от имени земляков. Не страшился властных людей, умел четко и ясно высказывать собственную точку зрения, — раскрывает образ своего героя Меир Байнеш.
Роль Сары стала дебютной для заслуженной артистки Казахстана примадонны оперной сцены, блистательной Майры МУХАМЕДКЫЗЫ.
— Я давно хотела исполнить эту роль, но считала, что еще не созрела для нее, потому что понимала, что нужно иметь достаточный опыт для воплощения этого образа. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия. Так, оперу «Биржан — Сара» Мукана Толебаева я сравниваю с операми Пуччини и стараюсь исполнить ее в итальянской манере звучания, чтобы каждое слово было понятным, — поясняет Майра Мухамедкызы.
Если говорить о сценографии, то современная режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. К примеру, картины богатой казахстанской природы воплощены не только в жестких передвижных декорациях, но и в 3D-проекциях, где можно увидеть горы Кокшетау, по которым стекают настоящие ручьи.
Для воспроизведения достоверной атмосферы пышной Кояндинской ярмарки использовалось огромное количество реквизита. По словам постановщиков, на изготовление бутафории ушло несколько месяцев, зато разнообразные шкафы, сундуки, табуреты, кувшины, копья и стрелы вполне настоящие. Достоверно передает атмосферу того времени и старинный патефон. А для пущей убедительности на сцене появились живые собаки, лошади и верблюды.
— Работать над казахскими спектаклями сложно, поскольку они монументально-плакатно этнические. Мы сшили 340 костюмов, использовано невероятное количество ткани и декора. Фактура тканей подобрана с учетом новых технологических возможностей, — рассказали Софья ТАСМАГАМБЕТОВА и Павел ДРАГУНОВ.
— Опера «Биржан — Сара» — абсолютно самодостаточное произведение, написанное по всем правилам и мировым канонам создания большой оперы. Мне кажется, что «Биржан — Сара» — это наивысшее достижение оперного искусства Казахстана. Хочется пожелать спектаклю долгих лет жизни, — отметил режиссер-консультант, главный режиссер Большого театра Беларуси Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ.

Дана Аменова,
фото предоставлено
пресс-службой театра «Астана Опера»

Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть